Лето только клонится к закату, а на подворьях сельчан уже видны первые признаки приближения зимы. Рулонами громоздится душистое сено, высятся пирамидки дров, и над всем этим разносится запах булькающих на плите солений-варений по бабушкиным рецептам...
Неугомонные
Село Кенерал Федоровского района. Некогда зажиточное, в девяностые совсем упавшее духом, а сейчас возрождающееся. Это заметно и по активным строительным работам (совсем скоро в приграничном поселке начнет работать застава), и по настроению местных жителей. Трава в этом году не уродилась? Не беда – травинка здесь, травинка там, на хозяйство наберется.
И все-таки корма нынче дорогие, каждый из положения выходит как может. Николай Гуторов, например, зимой кормит буренок не только сеном, но и тыквой, которую выращивает сам.
– 13 коров у меня, сена на зиму надо где-то порядка 40 тонн. В прошлом году еще тыквы 8 тонн собрали. Самая крупная была – 51 кило весу! – с гордостью говорит пенсионер.
Гуторовых знает все село. Уж больно неугомонные в хорошем смысле люди. Пенсионерам под семьдесят, а держат немаленькое хозяйство и огромный огород, который иначе как плантацией не назовешь. Урожай здесь собирают поистине в промышленных масштабах. Работы невпроворот. Николай Васильевич и его жена Галина Степановна встают в пять утра – коров отогнать, подоить, огород полить, траву прополоть, овощи-фрукты собрать... И когда только все успевают?!
– А что нам еще делать – на лавочке сидеть? Неинтересно это, – смеется Галина Степановна. – Когда в девяностые совсем плохо было, мы только хозяйством и жили, и даже дочку смогли выучить. Раньше, конечно, больше успевали, хоть и работали оба: я медсестрой трудилась, муж – строителем.
Не жалко
Хозяин ведет показывать предмет особой гордости – фруктовый сад. Пахнет в нем умопомрачительно – спелыми яблоками, которые с глухим стуком падают в траву. Сейчас здесь около трехсот яблонь, груш, абрикосовых деревьев. В прошлые годы абрикоса было в изобилии, а в этом – деревья пустые стоят (мороз ударил по весне и цвет облетел). Зато яблок – видимо-невидимо. Куда столько? Что на компот идет, что на варенье, а остальное просто так мешками односельчананам раздают, не жалко.
Не жалко и саженцев, которыми семья Гуторовых охотно делится не только с соседями, но и со школой, лесхозом, акиматом. Питомник – маленькая слабость Николая Васильевича. Здесь подрастают дубы, каштаны и еще какие-то экзотические разлапистые деревца.
– А это что? – интересуемся. – А это ерунда какая-то, – смеется пенсионер. – Из Германии привезли. Мерзнет у нас немножко. Зато цветет красиво – гроздья выбрасывает... Есть и туя, но ее отправляют зимовать в подпол. Наших суровых зим капризная красавица не выдерживает.
Чтоб жизнь мёдом казалась
Виноградник – вотчина сына. И здесь размах поражает. 250 кустов, привезенных из Германии, Саратова, Поволжья... Гроздья бледно-лиловые, прозрачно-зеленые вбирают в себя солнце, наливаются сладким соком. Виноград толькотолько начинает поспевать.
– А вот южные сорта у нас вымерзают, – сетует Николай Васильевич. – Хоть мы и укутываем в зиму. Лапник сосны привозим, шифер, и накрываем все это дело. Недалеко от виноградника раскинулась бахча. Тут в прошлом году вырос 11-килограммовый красавец-арбуз. В тишине, нарушаемой шелестом листьев, слышим многоголосое монотонное гудение.
– Пчелы?
– Они самые, – улыбается глава семьи.
– Держу для себя, сейчас семь семей. Моя банда приедет, тогда и мед качать буду.
Банда – это дети, внуки, сестры, братья... В ближайшую неделю в дом Гуторовых съедутся не меньше пятнадцати родственников из разных стран – традиция такая. Первые гости уже на пороге – уходим, чтобы не украсть драгоценные первые минуты встречи. Забираем с собой пакет яблок (тоже традиция) и теплые воспоминания об этих простых трудолюбивых людях.
Огурцы в кетчупе
Работа кипит и в доме Бачуриных. Скорее, даже так – кипит и пахнет. Дарья Бачурина закатывает на зиму компоты. Рядом крутятся две помощницы – десятилетняя Вика и семилетняя Лера. Дочки моют и режут яблоки, лезут в подпол с очередной банкой янтарно-желтого компота.
На подходе огурцы. Да не простые, а в... кетчупе.
– Это наш семейный рецепт, его мама из Киргизии привезла, откуда мы сюда и перебрались, – рассказывает Дарья, не отрываясь от домашних хлопот. – Кетчуп нужен обязательно с чили, огурцы в нем получаются кисло-сладкие.
За заготовочной суетой лениво наблюдает княжеского вида кот. Серебристобелый с ярко-васильковыми глазами. Жора – найденыш. До него коты в доме не задерживались, уходили на вольные хлеба. Жору маленьким котенком нашли прямо в степи (и как только туда забрался?), решили, что это судьба. С тех пор не расстаются.
Из погреба в очередной раз показались смеющиеся глаза Вики.
– А ты какой компот любишь? – спрашиваем.
– Виноградный, но он у нас только один раз был. А из постоянных – вишневый, только его разбавить надо.
Утомившихся помощниц мама отпускает во двор, где разбрелись желтые, похожие на одуванчики, трехнедельные гусята.
Пока мама крутит оставшиеся банки, Вика лихо крутится на турнике, установленном прямо в огороде. Еще пару недель до школы – полная свобода. Кстати, предшкольная суматоха в деревне совсем не чувствуется. У Бачуриных в семье, например, принято ездить в город за тетрадками и блузками после 25 августа.
...Сам Кенерал к холодам тоже готовится. В деревне пыль столбом, тудаобратно курсирует дорожная техника. Еще немного, и на улицах Гагарина и Бирлик будет долгожданный асфальт