В газету обратился читатель, который заметил, что на Тоболе очень много мертвых беззубок (моллюсков)
Мы провели рейд и осмотрели некоторые участки берега, но ничего такого не заметили. «КН» обратились также в водно-спасательную станцию, ведь характер их работы непосредственно связан с водоемами.
– Ничего такого не замечал, – рассказал руководитель спасательного подразделения Канат Султанов. – Сейчас у нас рядом работает земснаряд и идет большая стройка набережной. Не думаю, что беззубкам здесь вообще есть место.
Важность того, умирают ли массово беззубки или нет, в том, что это природные фильтраторы. Весь способ их дыхания, поглощения пищи и даже размножения связан с постоянным «процеживанием» воды. Но никто из опрошенных нами рыбаков также не смог вспомнить, что видел много мертвых моллюсков.
Зато в июне «КН» сообщали, что беззубок в Тоболе (живых), наоборот, стало аномально много. «ЧиЖ» рассказывает об окружающих нас животных, а беззубка, безусловно, очень интересная, сегодня познакомим вас.
Впрочем, мы знакомы и все их, наверное, видели, кто-то бросал в реку, чтобы получить как можно больше «блинчиков» на воде, а кто-то даже жарил их на костре, чтобы съесть. Почему же беззубка?
Биолог Юрий Фролов рассказывает:
– Название объясняется тем, что в месте соединения створок, на внутренней их стороне, нет специальных зубцов, которыми обладают другие виды двустворчатых. Эти зубцы прочно скрепляют раковину, заходя в соответствующие впадины на другой створке. Тут половинки раковины соединены только эластичной белковой связкой вроде сухожилия и мышцами, которые при любой опасности плотно сжимают створки. В большой прочности соединения беззубка не нуждается, так как живет в спокойных стоячих водоемах, да еще и зарывается передним концом в грунт. Задний конец раковины торчит в воду, из него выступают две трубки (вводной и выводной сифоны), через одну моллюск закачивает воду в раковину, фильтрует ее в поисках пищи (органических частиц), а через другую выбрасывает очищенную воду.
Интересно также, что беззубка умеет ходить по песку. «КН» как-то публиковали снимки с характерными тонкими бороздами. Стенки раковины открываются, а через щель выставляется толстый мускульный вырост. Он называется ногой моллюска. Когда нога выступает из ракушки, беззубка отталкивается ею. В час моллюск проползает около 30 сантиметров. Есть вариант, что большое количество беззубок в Тоболе, рядом с Костанаем, объясняется их миграцией. От чего они бежали – большой вопрос.
Хотя мы не видели мертвых беззубок, но и у читателя, обратившегося в газету, наверное, нет причин говорить неправду.
– Может ли замор беззубок говорить о плохом качестве воды в Тоболе? – этот вопрос мы задали сотруднику краеведческого музея и биологу Андрею Андрющенко.
– Думаю, что с качеством воды связано их большое количество. Думаю, они к нам все же мигрировали. То есть сорвались со своих привычных мест. По какой причине – трудно ответить. Им особенно важен кислород, могу только предполагать, что в реку попало какоето количество химии, которое сожгло им жабры. Но причиной могут быть и жаберные паразиты. Без исследования можно только гадать...
В конце весны курганские СМИ сообщали, что качество воды в Тоболе резко ухудшилось. Один из постов мониторинга установлен на границе с нашей областью, в Звериноголовском. Последние наблюдения показали превышения предельно допустимой концентрации (ПДК) по нефтепродуктам в три-четыре раза как раз в Звериноголовском. Кроме нефтепродуктов, основные загрязнители Тобола – медь, железо, легкоокисляемые и трудноокисляемые органические вещества, марганец (ПДК по нему превышена в 20-30 раз). Российские экологи связывают это с месторождением марганцевых руд в нашем регионе и процессами выщелачивания горных пород.
Газета просит читателей сообщать, если и вы наблюдали много мертвых беззубок. Возможно, они говорят нам SOS.