Так можно описать ситуацию с подземными и надземными переходами в Костанае. Почему горожане готовы рискнуть здоровьем, перебегая через дорогу в неположенном месте, вместо того, чтобы воспользоваться специально оборудованным местом?
Из сооружений безопасности
Этот вопрос на одном из недавних аппаратных совещаний поднял аким Костаная Марат Жундубаев. Глава города возмутился тем, что пешеходы вытоптали свежепосаженный кизильник недалеко от надземного перехода по пр. Назарбаева, и призвал полицейских быть пожестче с нарушителями.
Корреспонденты «КН» провели рейд по переходам и спросили у горожан, почему сооружения не пользуются спросом. Первым пунктом стали надземные мосты, которые в народе окрестили памятниками коррупции. Больше всего пересудов вызвал тот, что находится близ ТРЦ Kostanay Plaza. Люди раскритиковали и дороговизну – 166 млн тенге, и местоположение, и главное – недоступность для маломобильных граждан.
За несколько лет уж можно было решить проблему хотя бы с лифтом, но увы. Сколько мы ни пытались нажать на кнопку, подъемник так и не отозвался. Тяжело дышит после подъема по 45 ступеням 67-летняя Алла Мергасова:
– Очень тяжело. А там переходов нет. Установили бы светофор, начертили бы зебру, люди бы благодарны были.
Летом после подъема пешеходов ждет еще и испытание духотой. Вентиляции никакой. Кстати, несмотря на непопулярность, даже несколько лет эксплуатации изрядно потрепали переход.
– Неудобное место, – говорит Алина Талгатова. – Далеко слишком расположен. Проще и быстрее перейти по земле. Но я так не делаю (смеется).
Многие поддерживают девушку обеими... ногами. Ими приходится двигать очень быстро, если хочешь попасть в торговый центр, а не под машину.
Переход в никуда
Так можно назвать надземный пешеходной мост по ул. Гашека. Он в четыре раза дешевле своего собрата. Тем не менее речь почти о 40 млн тенге народных денег. Потратили, а проходимость почти нулевая. За полчаса – один человек.
– Место точно неудачное, – поделился Юрий Авраменко. – И только выходишь – тротуар обрывается.
Подъемники – хроническая болячка и этого перехода. К слову, здешние лифты даже были предметом судебного разбирательства между подрядчиком и акиматом. Впрочем, даже если бы подъемники работали, то маломобильные граждане ими бы не могли пользоваться. На коляске не подъедешь.
В самом переходе – следы запустения. Перекрытие разбито, светильник вырван и висит на проводах, на ступеньках – бутылки. Но один плюс все же есть – с перехода открывается потрясающий вид на набережную...
Спуститься с небес под землю
Подземных пешеходных переходов в нашем городе три. Тот, что в районе ГАИ, встретил нас выщербленными ступенями. Одно неверное движение – и их можно пересчитать ребрами. Пандусом захочет воспользоваться разве что последний экстремал, настолько он крут. И это беда всех городских подземок.
В переходе сыро. Стоят две урны, но вокруг полно мусора.
– Летом еще ничего, – оптимистично говорит Светлана Курганбаева. – Зимой накурено и загажено. Еще и освещение горит через раз.
Переход на остановке «Второй подъем» более цивилен. И движение здесь довольно оживленное.
– Приходится пользоваться, потому что других вариантов нет, – говорит пенсионерка Валентина Стрыкина. – Но даже не знаю, что опаснее – перейти дорогу в час пик или преодолеть косые ступени с больной ногой. А еще отвратительно грязно.
Пешеходный переход по ул. Каирбекова – самый одиозный из всех. На него жаловались бессчетное количество раз. Особенно зимой. Главная претензия – кромешная тьма. По словам жителей КСК, лампочки выкручивают хулиганы. Тьма – опасность. Между тем дети – целевая аудитория подземки, так как находится возле школы №9.
Во время нашего рейда в переходе света не было. Горел только фонарь на входе...
P.S. У автолюбителей есть термин «культура вождения». Пешеходы – такие же полноправные участники движения. И у них тоже должна быть своя культура... хождения. Вот только сложно быть культурным, если приходится спускаться в темный заплеванный переход или подниматься по крутой лестнице с коляской и сумками.