ОБСУЖДАЕМ ТЕМЫ:
1. В Минске всё по графику.
2. «Сговор» до пакта.
ЭКСПЕРТЫ:
1. Бексултан ТУТКУШЕВ, экс-сенатор, кандидат медицинских наук.
2. Дмитрий ЛЕГКИЙ, экс-мажилисмен, профессор КРУ им. А. Байтурсынова, доктор исторических наук.
На встрече в Минске: Сергей Савашинский, директор АНО «Евразийское сотрудничество по клиническим рекомендациям и развитию национального здоровья», Александр Кильчевский, белорусский генетик, доктор биологических наук, действительный член АН, Бексултан Туткушев, председатель совета директоров Национального научного института кардиохирургии РК
Б. ТУТКУШЕВ: «Лекарственные вопросы – на нижайшем уровне»
– Бексултан Серикпаевич, вы участвовали в первой экспертной сессии по разработке проекта модельного закона «О лекарственном обеспечении в государствах – членах СНГ». Сегодня международные мероприятия в Республике Беларусь представляются политическим вызовом. Или это преувеличение?
– Если скорая едет на вызов, то сравнить уместно. Экспертный совет при Межпарламентской ассамблее СНГ по здравоохранению создан десять лет назад – тогда ничто не предвещало нынешних потрясений, но была и остается необходимость найти решение проблем, которых в каждой из наших стран выше крыши.
Сегодня есть общее стремление унифицировать законодательную деятельность в сфере охраны здоровья. В 20-м году правительствами стран СНГ принята программа до 30-го года о совместных научных исследованиях – ключевая роль в ней отводится медицине, фармацевтике, генетике, биотехнологиям.
Углубляться не буду, но на сессии отметили, что на данный момент «только в Казахстане существуют отраслевые приказы, регламентирующие деятельность комиссий по оценке технологий здравоохранения в целом и в отдельных лечебных учреждениях», в остальных странах этого пока нет.
Что касается лекарственного обеспечения, спотыкаемся все вместе и по отдельности. Надеюсь, после минской сессии в октябре проект закона начнет наполняться конкретикой, на практике нужны лекарства. Нас многому научила пандемия, дала крепкий пинок, вызов.
– В чем преимущества Минска перед другими столицами?
– Большой город, но спокойный, чистый, люди доброжелательные. Рестораны работают до десяти вечера, только в пятницу и субботу – до 12 ночи. Нет пьяни, рвани, наркоманов, хорошие дороги. В Астане каждое лето их перекапывают, а здесь делают капитально на годы вперед.
– Пусть бы попробовали иначе. Интернет полон воспитательных мемов от президента Лукашенко.
– Мемить легче, чем дороги делать. Я сужу и по организации сессии – все было великолепно. Подключили к работе не только профильные министерства, но и академии наук, в том числе из Казахстана. Может быть, года полтора-два уйдет до прорыва в лекарственном обеспечении, но чем раньше, тем лучше.
Пандемия показала, что не только в СНГ, но и на Западе лекарственные вопросы на нижайшем уровне. Помните, американцы перекупали самолеты с китайскими масками?
– Каждая ли страна в СНГ способна создать сильную фармацевтическую базу? Какие законы ни принимай, проблема останется.
– Об этом и речь. Руководители государств СНГ подписали документ о том, что по лекарствам должно быть межстрановое регулирование, и поручили разработать соответствующий закон. Он будет внесен в национальные законодательства наших стран, чтобы доступность лекарств перестала быть таким бедствием, как сейчас.
Подписание пакта Молотова – Риббентропа 23 августа 1939 года
Д. ЛЕГКИЙ: «Сами себя высекли на радость Западу»
– Дмитрий Максимович, «вчера», 23 августа, но 84 года назад, был подписан пакт Молотова – Риббентропа, а через неделю, 1 сентября 1939 года, началась Вторая мировая война. Звенья одной цепи?
– В известном афоризме «Сегодня политика – завтра история» поменялись и слагаемые, и результат. Пакт Молотова – Риббентропа стал лакмусовой бумажкой на предмет, кто с кем и кто за кого. В год 70-летия этого документа Европарламент, Парламентская ассамблея ОБСЕ приняли резолюцию явно политического характера: считать 23 августа Днем памяти жертв сталинизма и нацизма. Третий рейх и Советский Союз – в одном ряду. Исходя из этого посыла, в настоящее время западные политические, да и научные деятели стирают освободительную роль Красной армии от фашизма, муссируют лишь преступления тоталитарных режимов.
– Кто сопротивлялся этой резолюции?
– Правопреемник Советского Союза – Российская Федерация – был вынужден в ответ сделать свой шаг. Но это было очень тяжело. В годы перестройки новоявленные политики с такой страстью каялись перед Западом в пагубности пакта Молотова – Риббентропа, что не оставили аргументов своей стране и поколению фронтовиков. Учебники по истории того периода клеймят режим Сталина за то, что он принял участие в разделе сфер влияния, предал антифашистский фронт и т. д. Сами себя высекли на радость Западу. Как потом, грубо говоря, поворачивать оглобли?
– Но все же повернули...
– Сегодня Российская Федерация трактует пакт Молотова – Риббентропа как вынужденный шаг в большой геополитической игре. И напоминает, что до пакта складывался объединенный фронт англосаксов и германского фашизма против Советского Союза. Сталин и его дипломатия не дали собрать в союз весь западный мир против СССР. В России говорят, что это был гениальный ход, но, на мой взгляд, шараханье из стороны в сторону мешает добраться до реальности. У Горбачева была одна резолюция, у Путина – другая. Европейские лидеры, было время, приезжали в Москву на парады Победы, соблюдали некие правила игры. А потом свою оскорбленную невинность всячески стали компенсировать.
– Мюнхенский сговор (см. врезку) Запад, конечно, так не афиширует, как пакт Молотова – Риббентропа.
– Да уж забывают, что накануне этого пакта были длительные англо-франко-советские переговоры по заключению антифашистского договора. Они зашли в тупик. Вместо этого в 1938 году знаменитый мюнхенский сговор отдал на растерзание Чехословакию. Сначала Судетскую область передали Гитлеру. Чехию и СССР поставили перед фактом. Франция и Англия не только приняли участие в сговоре, позволили Гитлеру не только Судетскую область забрать, но вообще превратили Чехию в протекторат, а Словакию сделали полуфашистским режимом – местные нацисты установили там свою власть.
СПРАВКА– Американцы чувствовали себя неуязвимыми?
29 сентября 1938 года Германия, Великобритания, Франция, Италия подписали в Мюнхене соглашение о том, что Чехословакия уступит Германии Судетскую область. Польша и Венгрия добавили свои территориальные требования. Президент Чехословакии (Эдвард Бенеш) принял условия без согласия Нацсобрания.
– США вплоть до Перл-Харбора старались не вмешиваться в европейские события. Пока не ввязались в войну с Японией в 1941 году. А в 1939 году было под большим вопросом, на чьей стороне будут воевать самые богатые государства. Поэтому Сталин был вынужден предпринять все меры, чтобы не сложился единый антисоветский фронт.
Накануне Великой Отечественной войны, в апреле 1941 года, он сумел заключить мирный договор с Японией. В ноябре 41-го советский резидент в Японии Рихард Зорге сообщил сверхсекретное решение Японии не вступать в войну против СССР. Это позволило перебросить с восточных границ под Москву 26 сибирских дивизий. Тем временем в декабре 1941-го Япония обрушилась всей своей мощью на Перл-Харбор, после чего Америка объявила войну Японии. Цепочка домино сработала – сложилась антигитлеровская коалиция.
– Не далее как неделю назад США, Япония и Южная Корея образовали что-то вроде союза, чтобы противостоять Северной Корее и Китаю. Америка в 45-м сбросила атомные бомбы на Японию, Корея в 1910-45 годах была колонией Японии, не самый гуманный период в жизни корейцев. Когда надо, все ретушируется, никаких претензий. Каким будет эффект от нынешней спайки?
– Не все зависит от этой спайки. Китай мальчиком для битья не собирается быть, мы это видим. Да и Северная Корея еще может показать, что у нее в рукаве. Поиск союзников – самый актуальный вопрос в горячих точках мира.