Вопрос стабильности энергоснабжения Костанайской области стоит остро. Износ сетей и оборудования крупного энергопередающего предприятия ТОО «Межрегионэнерготранзит» составляет около 90%. Участились аварии. Но энергетиков беспокоит больше кадровый вопрос. Без людей даже поддерживающие ремонты выполнять затруднительно.
Реалии
ТОО «Межрегионэнерготранзит» (МРЭТ) – предприятие, по сетям которого транспортируют электроэнергию. Это один из посредников между электростанциями и потребителем. Стоимость услуг ТОО в тарифе для простых обывателей – около 10%. На эти деньги компания содержит подстанции и десятки километров линий электропередачи.
Статистика фиксирует снижение стабильности работы предприятия. Идет рост аварий: с четырех в 2017 году до 160 в прошлом году. При этом, согласно данным компании, лишь 18 отключений произошли изза износа оборудования. В половине случаев энергетики сослались на непогоду. Имеет место быть и воровство.
Накладывает свой отпечаток и текучка кадров – около 20%. 250 свободных вакансий, средняя зарплата около 180 тысяч тенге. Простые рабочие получают меньше. Люди уходят массово, некоторые участки в районах откровенно оголены. Нет полноценных ремонтных бригад. Опытных специалистов единицы.
Спасают лишь опыт и гибкая схема работы сетей, которая позволяет в случае аварии на одной линии переключать потребителей на резервную. Кстати, хорошая новость: строительство 30-километровой линии Святогорка – Восток-2 позволило стабилизировать энергоснабжение села Карасу, а также близлежащих районов. Это практически первый проект строительства, а не ремонта за многие годы.
Инвестпрограмма
В этом году на ремонты и модернизацию «МРЭТ» обязан потратить 800 млн тенге. Чуть больше половины – на обновление старых линий электропередачи. Примерно две трети работ в этом направлении уже выполнили, но заговорили о рисках неисполнения инвестиционной программы в полном объеме. Причины – тотальная нехватка рабочих рук и проблемы с покупкой материалов и оборудования. Предприятие, мягко говоря, не может заплатить всем много и сразу.
– Санкции в отношении российских производителей до сих пор оказывают негативное влияние на поставки и стоимость электротехнического оборудования, – пояснил гендиректор ТОО «МРЭТ» Владимир Кан. – В Казахстане есть производство автоматов и пробок, но высоковольтное оборудование поставляют нам в основном заводы РФ. Есть зарубежные аналоги, но они в разы дороже.
Новую технику предприятие покупает в рассрочку на год, потому что иной возможности нет. Оттого она и стоит примерно на 20% дороже, чем могла бы быть, оплати ТОО сразу всю сумму.
С деньгами можно было бы решить проблемы с рабочими руками. Но нанять сторонних подрядчиков на ведение ремонтов ТОО не может, потому что заплатить придется на порядок больше. Ведь специалистов, говорят энергетики, в целом на рынке труда недостаточно. Их самих зовут на помощь, если строят новые подстанции.
Компенсировать это
Уже сегодня энергетики «МРЭТ» говорят об ожидаемых убытках по итогам 2023 года в районе 117 млн тенге. Одна из главных причин – введение системы единого закупщика электроэнергии с 1 июля. Как пояснили в областном департаменте комитета по регулированию естественных монополий, в тариф заложили стоимость киловатта в размере 12,7 тенге. По факту костанайское предприятие покупало его в среднем по 14,3 тенге. Да, по итогам года средняя цена должна откатиться на уровень, установленный тарифом, но сегодня-то предприятие вынуждено платить больше. Плюс усугубляют положение дел кассовые разрывы: за покупку электроэнергии ТОО платит наперед, а от потребителей плату получает в течение месяца после предоставления услуги.
– На эти 117 млн тенге мы должны будем снизить объемы работ, – поясняет Владимир Кан. – По каким именно проектам, будем еще решать. Мы уже знаем, что нарвемся на компенсирующий тариф и штраф. Здесь закон не на стороне монополиста. Предприятие может запросить повышение тарифа в связи с нынешним перерасходом средств или недополученным доходом, но только в следующем году. Заявку на возмещение недополученного в 2022 году дохода подадут лишь в сентябре-октябре 2023 года. Департамент КРЕМ попытался помочь с ускорением процесса, но в начале года получил акт прокурорского реагирования. В правилах формирования тарифа все оговорено очень строго, и госорган, по мнению прокуратуры, нарушил закон. В итоге судебные разбирательства и решение в пользу монополиста, но оно еще не вступило в законную силу
По сути, все расходы, включая инфляцию, рост зарплаты, рост стоимости электроэнергии, предприятия несут сейчас. В тариф же изменения вносят через год. Быть в роли догоняющих ушедший поезд для коммунальных компаний привычно. Но если государственные коммунальные предприятия дотируют за счет бюджета, то у частных такой помощи нет.
Варианты
В Костанайской области нет государственных энергопередающих предприятий. И это создает сложности хотя бы потому, что никаких дотаций и поддержки местные власти не оказывают. У энергетиков нет доступа к льготным кредитам, нет возможности создавать запас материалов, стимулировать деньгами сотрудников. Остается повышать тариф. То есть подключать к решению проблем население. Хотя энергоснабжение – это вообще-то стратегический вид инфраструктуры. На сегодня износ электросетей значительно превышает износ водопроводов и теплотрасс.Инвестиционная программа объемом почти в миллиард тенге мало влияет на ситуацию. Деньги идут по большому счету лишь на сдерживание роста процента износа. Стратегически важные предприятия теряют квалифицированные кадры. В ТОО «МРЭТ» сегодня говорят, что им очень нужно сохранить хотя бы ту часть коллектива, что еще есть. Нужны молодые кадры.
Нынешний тариф будет действовать до 2025 года включительно. И за оставшиеся два года, подняв зарплату, энергетики рассчитывают привлечь новых людей и подготовить их. Также надеются, что будет решен вопрос с получением льготных займов или других преференций, хотя бы в части налоговых льгот. Тогда в следующий тариф, который будет действовать с 2026 до 2030 года, можно будет включить большие объемы ремонтов, которые повлияют на стабильность энергоснабжения. Но пока это только планы и надежды. На свои письма в адрес правительства с просьбой помочь изменить ситуацию энергетики получают один ответ – не предусмотрено законом.