Про таких, как Жандос РАМАЗАН, говорят: штучный художник. Стоило ему только начать выставлять свои работы, представительницы прекрасного пола окружили стол. Жандос – ювелир.
Тяга к искусству
В списке ремесленников, приглашенных в этом году на празднование Дня города в Костанае, он был первым. Алматинский ювелир Жандос Рамазан привез казахские национальные ювелирные украшения – орнамент во всем многообразии и в самых разных формах. Рассматриваешь, словно разгадываешь код.
Республиканская выставкафестиваль Оpen air Art – 2023 собрала в Костанае уникальных мастеров из разных уголков страны. Юрточный городок стал в своем роде экспозиционным залом. Одним из первых заполнил зал своими работами Жандос. «Какая красота!» – возглас первой зрительницы привлек внимание к автору. Выглядел ювелир, которого обыватель представляет обычно с сединой на висках, очень молодо.
– Мне 25 лет. Для кого-то это еще, для кого-то уже, а для меня в самый раз! – улыбался Жандос.
– Где сегодня учат ювелирному делу?
– В Академии искусств им. Жургенова в Алматы. До этого три года в колледже учился, затем четыре в академии. Моя специализация – художественная обработка металла.
– Откуда тяга к ювелирному искусству? Ваше поколение считают более прагматичным, сверстники чаще выбирают путь экономиста, юриста, IT-технологии.
– Я с детства увлекался рисованием, особо привлекал внимание орнамент. Потом мне подсказали, что есть такая профессия, в которой тяга к национальному искусству очень даже применима. И мне понравилось.
– Среди родных кто-то ювелир?
– Нет, я первый.
– Как отнеслись к вашему выбору родители? Не говорили, что пусть ювелирное дело будет хобби, а профессию лучше выбрать другую?
– Нет. Родители всегда меня поддерживали в тяге к искусству.
Главное – спокойствие
Казахстанских ювелиров сегодня в мире не просто замечают по особой технике. Но и отмечают бриллиантовыми орденами Карла Фаберже («Оскар» в ювелирном деле). Ножницы, молоток, пинцет и горелка в руках мастера превращают металл в изделия ювелирного искусства. А творения, которые создают казахстанские художники, не только красивы, но и несут сакральное значение.
Ведь казахское ювелирное искусство сформировалось еще в бронзовом веке. Столетиями оттачивали уникальный стиль, технологии, с помощью которых создавали украшения древнего степного народа. Главными качествами зергеров (так называли в древние времена ювелиров) считали не только талант, но и терпение, спокойствие, позволяющие освоить ручную работу в совершенстве.
Одно из особо популярных предметов женского туалета – ожерелье нескольких разновидностей. Например, онiржиек носили незамужние девушки, невесты. Считали, что такое ожерелье спасало от сглаза, болезней и злых духов. Кстати, оно было довольно массивным и заставляло обладательницу держать спину прямо. Эдакий тренажер для осанки.
Другой пример – тумарша. При ходьбе эта подвеска издавала мелодичный звон. Была и амулетом. Ее надевали на шею маленьким девочкам. И они носили подвеску вплоть до замужества.
Прошедшее время в глаголах – были, носили – наш герой заменил на настоящее. Все эти и другие казахские национальные украшения под авторством Жандоса Рамазана девочки, девушки, женщины носят и сегодня.
Свой стиль
– Почему выбрали стиль этно? Свое видение в творчестве и легче, и проще.
– Я думаю, нам нельзя забывать свои корни, традиции своего народа. И поэтому мой акцент – это орнамент, который считывается как национальный код.
– Тем не менее среди работ есть и те, в которых заложены явно ваши идеи. То есть ищете новые темы. Где их находите?
– Как бы это банально ни звучало, но сейчас в Интернете все есть – и книги, в которых можно черпать новые идеи, и работы мастеров из других стран, у которых можно поучиться приемам. Например, в Татарстане есть ювелир Илгиз Фазулзянов. У него работы тесно связаны с природой, очень мне нравятся. Вот и я работаю с природными чистыми материалами: натуральные камни, серебро. И темы природы мне тоже близки.
– Профессия ювелира предполагает кропотливую, тонкую работу. Сколько времени уходит на одно украшение?
– Все зависит от вдохновения. Иногда и пары-тройки дней достаточно. А иногда недели тружусь.
– Творчество – это замечательно, но важно быть продаваемым. Вам, как молодому ювелиру, насколько легко пробиться на рынок сбыта?
– Сегодня ювелирная отрасль в Казахстане и в мире в целом очень развита. Вариантов много. И вроде все придумано. Но у каждого уважающего себя ювелира есть своя фишка. Нужно быть уникальным, тогда сможешь состояться и в творчестве, и в бизнес-идее. Моя фишка – соединение этностиля с модерном. Уверен, что у меня все получится!