1 сентября всегда проходит волнительно. Море цветов, белых бантов и эмоций... Каким был ваш самый запомнившийся День знаний? Своими историями из детства поделились журналисты «КН» и самые главные люди по школам в нашей области.
«Девочки, не торопите время!»
Айман ИБРАЕВА, руководитель управления образования Костанайской области:
– Я училась в замечательной 19-й школе. Несмотря на то, что находится она на окраине, в районе КЖБИ, она была одной из сильнейших школ города по химии, биологии и физике. В нашем первом классе было 43 человека. Встретила первоклашек удивительная учительница Надежда Михайловна. Всегда строгая, всегда в костюме либо в сарафане с блузкой. Никогда не повышала голос, была очень справедливой. Воспоминания о ней остались самые светлые. Благодаря Надежде Михайловне еще в начальных классах я тоже решила стать учителем. Хорошо помню линейку в честь 1 сентября в шестом классе. С девчонками стоим, болтаем: «Еще два года, и мы будем восьмиклассницами!» Тогда была восьмилетка и десятилетка, и считалось, что восьмой класс – это круто. И наш классный руководитель Ольга Владимировна сказала: «Ой, девочки, не торопите время, и не заметите, как жизнь пролетит». Сейчас понимаю и очень часто вспоминаю ее слова. Как она была права! Нужно ценить каждое мгновение.
«А по улице шагал первоклассник-куст»
Николай СТАДНИЧЕНКО, журналист «КН»:
– Уже который год шокирован тем, что родители так активно водят своих чад в школу: встречают, провожают, толпой стоят около входа. В наше время, а это было уже больше сорока лет назад, такого даже близко не было. 1 сентября в первый класс я пошел один. Маме нужно было срочно идти на работу, она оставила мне денег на букет и обещала прибежать к торжественной линейке. В то время не было такого разнообразия цветочных магазинов, букеты продавали бабушки. Но кто знал, что в этот раз все бабушки свои цветы продадут накануне... Спасло то, что мы жили в своем доме, и у нас под окнами росли цветы. Они были не такие пафосные, как например гладиолусы, но огромные, выше меня ростом. По-моему, это были астры. Я нашел ножницы и срезал их почти под корень. Выбирать было некогда, поэтому взял все. Помню, пока шел, сигналили машины, кричали поздравления, потому что не заметить меня было невозможно – идущий цветочный куст. В школе все были поражены. На линейке меня выставили с этой клумбой первым. И когда пришла мама, она сначала не могла меня найти из-за этого куста. А потом, когда увидела, долго хохотала. Но не ругала и даже оставила мне деньги, которые я сэкономил на цветах, на карманные расходы.
«И портфель с зайцем-гусаром»
Людмила КРУГЛОВА, журналист «КН»:
– В первый класс я пошла в 1986 году в городе Рудном. Мы шли вместе с троюродным братом Лешей Глушковым. Был прекрасный день. Я гордилась своей новенькой формой, которую мама в условиях дефицита собирала буквально с миру по нитке. Фартуки шили на заказ. Мама где-то даже достала кусок кружева, чтобы обшить манжеты и сделать воротничок. Плести косички она не умела, поэтому до старших классов я носила каре с огромным бантом. Портфель был совсем не девчачий: коричневый, с каким-то зайцем-гусаром. У брата Леши, кстати, был точно такой же. Школа меня поразила – огромная, с колоннами в сталинском стиле, с высокими потолками. Первая учительница тоже сразу произвела впечатление – интеллигентная, с красивой прической волнами. Зинаида Ивановна была строгой, но мы ее очень любили. Даже ко мне, стеснительной девочке, которая сидела на последней парте и не решалась поднимать руку, она нашла подход.
«Волосы – не зубы, отрастут»
Надежда КОВАЛЬСКАЯ, журналист «КН»:
– Накануне торжественного начала второго класса мама задумчиво посмотрела на меня и сказала: «А давай тебе каре сделаем». Предложение показалось разумным, тем более что по утрам все эти танцы с бубнами, вернее бантами, изрядно утомляли. Волосы были до пояса – густые, волнистые. Когда на пол парикмахерской упала первая прядь, я почуяла неладное. Слишком уж странный хмык издала тетенька с ножницами. Когда с моей головой было покончено, мама както неуверенно и с преувеличенным энтузиазмом сказала: «Ну ничего, очень даже миленько, волосы – не зубы, отрастут». Из зеркала на меня смотрела рыжая африканская девочка. Локоны, которые раньше вели себя вполне прилично, обрели полную свободу и буйно вздыбились мелкими кудряшками, превратив голову в одуванчикпереросток. Ночь я провела в слезах и в шапке. Надеялась как-то образумить каракуль на голове. Увы... Утром, вылив ведро геля на волосы и пришпилив пряди к скальпу невидимками, уныло плелась на линейку, прикрываясь гладиолусами. Их же я использовала как ширму, когда нас фотографировали.
«Популярность у палочек была бешеная»
Мурат ТЮЛЕЕВ, журналист «КН»:
– На выпускном в детсаду «Солнышко» нам вручили «Набор первоклассника». Это была большая коробка, а в ней – тетради, авторучки, линейки, карандаши, пенал. В общем, все, что нужно к 1 сентября. Но самым классным компонентом набора были счетные палочки в пластмассовом футляре. Обычно они были двух цветов: например, белые и синие. Или желтые и зеленые. Самое странное, что ими никто никогда не пользовался по прямому назначению. Но популярность у палочек была бешеная. Ими обменивались на переменах, впрочем, и на уроках тоже. Целью было – собрать в одном футляре палочки всех цветов и оттенков. К школе старшие сестры (а они уже учились в пединституте) решили сделать мне подарок. И подарили... «Набор первоклассника». Поскольку в нем были палочки другого цвета, подарок меня не разочаровал. Открывались широкие перспективы палочного обмена. Весь год мы, перваши, тратили деньги, выданные на коржики, на наборы палочек. Эта гонка за цветами и оттенками продолжалась до весны.
Бонус
Аким Костанайской области Кумар АКСАКАЛОВ тоже поделился с «КН» редкой школьной фотографией. Учился будущий гла - ва региона в Аркалыкской школе и до сих пор с теплом и благодарностью вспоминает свою первую учительницу Юлию Ивановну.