В Казахстане, по данным официальной статистики, достаточно запасов маслосемян. А фермеры и отраслевая ассоциация говорят о дефиците сырья и потенциальном росте стоимости растительного масла.
Сохранить достижение
В Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Абайской областях крестьяне понесли серьезные потери из-за полутора месяцев без осадков. По данным Национальной ассоциации переработчиков масличных культур, урожайность снизится примерно на 17%. Крестьяне смогут собрать около 860 тысяч тонн семечки.
– Можно подстраховать внутренний рынок, – отметил председатель Национальной ассоциации переработчиков масличных культур Казахстана Ядықар Ибрагимов. – Мы в начале года заключали соглашение, что цены от маслозаводов не превысят 750 тенге за литр. До сих пор его соблюдаем и можем совместно с профильным министерством пролонгировать, обеспечить внутренний рынок стабильными ценами.
По словам Ибрагимова, в этом году казахстанские заводы переработали почти миллион тонн маслосемян. Ситуация на мировом рынке стимулировала падение стоимости растительного масла. В итоге, по данным министерств и ассоциации, за последний год ценник на этот социально значимый товар упал на 15-30%. И здесь все зависит от того, кто считает. Бюро национальной статистики дает меньший показатель снижения цены, министерство и отраслевая ассоциация – больший.
Статистика говорит о запасах по итогам первого полугодия в районе еще почти полумиллиона тонн. Им вторят некоторые фермеры, жалуясь на горящую семечку, которую уже негде хранить. В ответ в Минторговли заявляют, что ищут хозяйства с большими запасами, чтобы свести их с переработчиками, у которых сырья нет.
– Мы трижды запросили в бюро нацстатистики данные, но они, ссылаясь на закон, объемы в разрезе предприятий не дали, – отметил председатель Комитета торговли МТИ РК Айдар Абилдабеков. – Мы просили данные у зерновой ассоциации и тоже данные не получили. Если вы нам назовете, в каких предприятиях склады переполнены, мы поедем, посмотрим. Возможно, в объеме, который озвучивают зерновая ассоциация и бюро нацстатистики, есть приписки предыдущих периодов, и они никуда не уходят. Это может годами накопилось и никууда не списывается. Как мертвые души.
Не дать продать
Шум вокруг этой темы подогревает и нововведение – таможенная пошлина на импорт маслосемян. И пусть оно действует с начала года, но обострилась ситуация только сейчас.
По данным Минсельхоза, за рубеж уходит около 20 тысяч тонн ежемесячно. И это с учетом пошлины, размер которой оставляет 20% от суммы, но не менее ста евро за тонну продукции. И это, как говорят в Минсельхозе, прямая защита казахстанского потребителя от роста цены. Ведь если вся семечка будет уходить за границу, то в условиях дефицита сырья и потенциально – дефицита готовой продукции, цена, несомненно, вырастет.
Некоторые переработчики признают, что в начале года давали фермерам невысокую цену, потому те ушли за рубеж. Но падение стоимости маслосемян на мировом рынке повлияло и на рынок РК. Отсюда экспорт урожая 2022 года крупными производителями, хотя часть крупных агрохолдингов продала свои запасы казахстанским переработчикам. С мелкими связываются не все.
В комитете торговли, говоря в целом об отечественных производителях сельхозпродукции, подчеркивают, что не все готовы поставлять переработчикам нужные объемы сырья нужного качества. В ассоциации торговых сетей подтверждают, что не все фермеры готовы работать с оформлением всех необходимых документов. Отсюда активное развитие трейдеров, которые зарабатывают на перепродаже, в том числе маслосемян. И не только за рубеж.
Потому на уровне государства уверены, что пошлина на экспорт семечки оправдана и более эффективна, нежели квотирование, которое применяли прошлые годы. Но, если по итогам уборки станет ясно, что семечки не хватает, Минсельхоз вполне может ввести полный запрет на экспорт этого вида сырья.
Пока в Костанайской области растительное масло можно приобрести по 500 тенге за литр. В отдельных торговых точках цена при покупке бутыля объемом до пяти литров масла может оказаться ниже. Но подобных предложений мало.