А вернее, приличная такая дыра. Сквозь нее можно заглянуть в ванную комнату одной из квартир дома №9 по улице Кочубея в Костанае. Но достаточно ли этого, чтобы признать жилье аварийным?
Потолок щитовой, дверь скрипучая
Как бы цинично ни звучало, Галине КАПТЕЛ и ее домочадцам повезло. По счастью, рядом никого не было, когда часть потолка обрушилась прямо на пол. Прогнившее перекрытие рассыпалось от времени.
– Я видела, что в том месте потолок как будто провисает, но не придавала этому значения, – говорит хозяйка квартиры. – А потом раз – и дыра.
Причем немаленькая. Измерили – 50 на 80 сантиметров. И если с прорехой в потолке еще как-то жить можно, то с перспективой, что в один «прекрасный» день он может обвалиться полностью, – уже сложнее. Забили тревогу и соседи. Подняли документы, а дому-то уже 63 года! Потолки, пол, лестничные пролеты – все деревянное, скрипучее. На фасаде красноречивая трещина, фундамент заметно просел. Дом как будто скукожился под тяжестью прожитых лет.
Надо сказать, постаралось не только время. Дело в том, что двухэтажка, по сути, бесхозная. ПКСК от нее давно открестился. Жилищная реформа дом тоже не затронула: ОСИ или ПТ организовать некому. Оно и понятно – кто захочет нести ответственность за избушку на курьих ножках? Так что дом сам по себе. Даже к отопительному сезону жильцы готовятся самостоятельно: уже знают, где какую задвижку открыть, чтобы тепло в квартирах появилось.
– Понятно, что мы никому не нужны, но дом же находится в черте города, – говорит Галина Каптел. – Какие-то службы ведь должны контролировать ветхость и износ жилья. В конце концов, речь идет о жизни людей. В доме №16 по улице Мирошниченко, например, тоже произошел обвал потолка.
Дело техники
По обращению женщины в дом выехал представитель отдела жилищных отношений акимата Костаная. Все повреждения зафиксировали. Вскоре Галина Каптел получила письменный ответ: «По результатам обследования собственнику квартиры рекомендовано обратиться в экспертную организацию для оценки технического состояния жилого дома».
Жильцы посовещались и решили скинуться. Вот только сомневаются: не выбросят ли деньги на ветер. Ведь экспертное заключение – не истина в последней инстанции
– Да, окончательное решение примет межведомственная комиссия при акимате, – подтвердил представитель отдела жилищных отношений Габит Бектабанов. – Если дом будет признан аварийным, жильцов поставят в очередь на квартиры из государственного фонда. Но, как правило, это довольно долгая процедура. И в очереди у нас сейчас стоят 14 тысяч человек...
По данным ведомства, на сегодняшний день официально в Костанае признан аварийным один дом – №21 по улице Геологической в микрорайоне Амангельды (бывший Красный Партизан). Корреспонденты «КН» поговорили с его жильцами, чтобы понять, что ждет костанайцев на пути к признанию их жилья непригодным для проживания.
Времянка на все времена
С улицы дом ничем не примечателен. Немного обшарпан, и только. А вот во дворе нас ждал сюрприз – напротив подъезда несколько туалетов по типу деревенского сортира. Недоумеваем
– В 60-х годах дом строили как времянку для геологов, – рассказал историю двухэтажки ее житель Сергей Овсянников
– Поэтому здесь изначально не предполагалось ни туалетов, ни ванных. Я учился на строителя и знаю, что по-хорошему домам по пятьдесят лет суждено жить. А тут вообще здание практически барачного типа. Человек в XXI веке вынужден в туалет на улицу ходить и мыться раз в неделю в бане... Я-то живу один, но в доме две бабушки, им по 85 лет, вот им тяжело. Семье с тремя детьми, которая живет на втором этаже, – тоже.
Крыша в доме – решето. Откроешь люк на чердак – солнце пробивается сквозь разнокалиберные дырочки. И не только солнце. В дождь крыша «плачет», заливая потолки в нескольких квартирах. В холодное время года трещины и прорехи выпускают наружу драгоценное тепло.
Как и товарищ по несчастью по улице Кочубея, дом по Геологической совершенно обделен вниманием со стороны обслуживающих организаций, капремонтов по госпрограмме и иже с ними. Костанайцы своими силами поддерживают в нем жизнь – там подкрасят, тут замажут.
Долго ли, коротко ли...
Старожилы дома к экстремальным бытовым условиям за полвека привыкли. И, может, жили бы и дальше, если бы не Жанат Сейтбаева, у которой трое детей. В 2019 году она твердо решила обратить внимание властей на времянку, которая отличилась постоянством. Кстати, в этом тоже есть некий парадокс. Аварийного статуса дом может добиться только при наличии «локомотива» в виде инициативной группы. А если таковой нет, то власти вроде как и не в курсе, что в городе есть потенциально опасные для людей здания.
Но вернемся к дому №21. Первым этапом на пути к улучшению бытовых условий его жильцов стала упомянутая экспертная оценка здания. Компании заплатили по 15 тысяч тенге с каждой квартиры. Специалисты провели «скрининг» дома, расписав процент износа каждой конструкции. Согласно нормативно-правовым актам, аварийным дом считается, если имеет место деформация фундамента, стен, несущих конструкций. Проще говоря, если есть риск обрушения. Эксперты посчитали, что в доме №21 по Геологической он есть, и жить во времянке опасно.
Тем не менее на подтверждение официального аварийного статуса у жильцов ушло целых три года. Пришлось повозиться с документами – у кого-то квартира оказалась неприватизированной. Также нужно было доказать, что она не только своя, но и единственная, иначе претендовать на жилье из государственного фонда нельзя.
В какой-то момент «аварийная» кампания чуть было не сорвалась. Как говорят жильцы, они наивно полагали, что получат в собственность те же квадратные метры, но в более пригодном для проживания доме. Но нет. Речь идет лишь об арендной квартире без права выкупа. Некоторых условие отпугнуло: это жилье хоть плохонькое, но все же свое... Однако осознание того, что двухэтажка в любой момент может сложиться как карточный домик, перевесило.
– Дом инспектировали, приезжали представители разных ведомств, – говорит Жанат Сейтбаева. – Потом затишье. Обращаюсь в отел жилищных отношений – через время опять какое-то движение происходит. Прошлой осенью, наконец, дом признали аварийным. Нас поставили в очередь. Но год прошел, а очередь все никак не движется. Недели две назад ходила в акимат. Предупреждала, что в отопительный сезон входим с рисками, батареи просто не выдержат. Хотела их поменять – везде отказывают, потому что всю систему менять надо. А зимой холодно, спим с детьми одетые, под двумя одеялами. Но в отделе жилищных отношений сказали, что надежды нет – придется нам в аварийном доме зимовать. А если что-нибудь случится?
Пока никаких прогнозов по расселению жильцам дать не могут. Так же, как и гарантий, что аварийный дом переживет грядущую зиму.
P.S. В процессе подготовки этого материала мы нашли еще несколько отживших свой век домов в Костанае – на улицах Геологической, Кочубея, Мирошниченко. Вот только их жители статуса аварийности добиваться не хотят – слишком долго и муторно. А у когото просто нет денег на экспертизу. Люди в двухэтажках живут небогатые.