Судебные тяжбы между столичным предприятием и костанайской птицефабрикой не прекращаются уже девятнадцать лет.
Некомплект
Предмет спора – клеточное оборудование для выращивания птиц. А точнее, астанинцев тревожит вопрос о возмещении его стоимости костанайцами
Дело в том, что в начале века имущество каким-то образом было передано акционерному обществу «Север Птица». К слову, в начале двухтысячных предприятия с обеих сторон назывались иначе, после были реорганизованы.
Суд постановил обязать ЗАО «Канат» возвратить ОАО «Племптица» полученное по договору мены клеточное оборудование для выращивания птицы производства Германии в количестве двух комплектов балансовой стоимостью 21 миллион 259 тысяч тенге, а при невозможности возврата имущества в натуре взыскать его стоимость в деньгах. Взыскатель в 2005 году ребрендировался с ОАО «Племптица» на АО «Проминвест».
ЗАО «Канат» было реорганизовано путем присоединения к АО «Север Птица». Определением суда от 19 марта 2008 года в исполнительном производстве произведена замена взыскателя с АО «Проминвест» на ТОО «Казагровнешторг». Соответственно, оборудование необходимо было вернуть астанинскому партнеру – ТОО «АПК «Казагровнешторг».
Так решил специализированный межрайонный экономический суд почти двадцать лет назад. Однако прийти к общему мнению стороны по сей день не смогли
– 19 лет назад вышло решение о том, что АО «Север Птица» должно вернуть клеточное оборудование в комплекте новое, упакованное в четырех контейнерах. Если не может, то деньги – более 21 миллиона тенге. Они говорили, что могут вернуть, но мы считаем, что нет, так как оно некомплектное, вскрыты контейнеры. В общем-то, оборудования, по сути, нет. Приглашали эксперта из Европы. Он дал заключение, что оборудования нет в том виде, в котором должно быть. На фото четко видно, что контейнеры пустые, в одном из них есть фрагменты дорогостоящего оборудования. Два контейнера пустые, и еще один – с мусором. Мы считаем, что суд должен был вынести частное определение в отношении АО «Север Птица», наложить штраф за неисполнение решения суда, а они в очередной раз затягивают и не возвращают исполнительное производство судебному исполнителю для исполнения, – объясняет заместитель руководителя ТОО «АПК «Казагровнешторг» Наталья Скопец.
Передать то, чего нет
Костанайская птицефабрика во всех судебных инстанциях настаивает на том, чтобы передать оборудование как есть. И долгие годы со своей стороны подает иски о признании бездействия частного судебного исполнителя в этой части незаконными. Очередной такой иск рассматривали в суде в этом году. «Передать клеточное оборудование для выращивания птицы производства Германия в количестве два комплекта балансовой стоимостью 21 миллион 259 тысяч тенге, находящихся в четырех контейнерах стоимостью 120 тысяч тенге в пользу взыскателя ТОО «АПК «Казагровнешторг». Это исковое требование руководства АО «Север Птица» суд не удовлетворил. Также истцы просили снять арест со счетов АО и признать недействительным акт осмотра имущества, написанный в 2021 году.
– Это акт частного судебного исполнителя, где он пишет, что оборудование отсутствует. Мы провели расчеты индексации – сейчас это оборудование стоит уже 65 миллионов тенге – более чем 300% первоначальной стоимости. «Север птица» инициирует иски в административные суды, апелляции, обжалует в Верховном суде. Постоянно исполнительные листы находятся в судах. Мы писали жалобы и в прокуратуру, и в республиканскую Палату судебных исполнителей, в департамент юстиции. Получаем отписки, что дело находится в суде, – возмущена замруководителя ТОО «АПК «Казагровнешторг». – В АО «Север птица» говорят, что мы не принимаем оборудование. С 2002 по 2004 годы они сами не соглашались отдавать, судились. Тогда оборудование было целым, контейнеры опломбированы. Инициировали иски. Потом кражи начались, вскрыли контейнеры, по этому поводу уголовное дело открывали. В 2010 году эксперт из Германии сказал, что оборудование некомплектно. Как мы можем его принять, если в дальнейшем никак не сможем его использовать? Суд назначает новую экспертизу, которая определит, во сколько можно оценить то, что осталось от оборудования. И опять несколько месяцев ничего не происходит. Это абсурд, столько лет...
С юбилеем?..
Частный судебный исполнитель Аскат Касимов в деле только два года. В 2021 году он подавал иск в суд о том, чтобы исключить пункт о возможности возвращения оборудования. Обосновал тем, что его нет, в чем он убедился лично, поэтому остается один вариант – компенсировать деньгами. На что суд отказал, пояснив, что такие решения целиком и полностью в компетенции частного судебного исполнителя. Продолжать исполнительное производство сейчас Касимов не может, так как дело постоянно находится в суде, а значит, к урегулированию спора стороны даже не приблизились.
Касимов разводит руками – судебные тяжбы зачастую длятся годами. По факту – замкнутый круг. Но в этом случае разборки в следующем году отметят юбилей. И даже если стороны все же придут к очевидному решению – возместить сумму, так как оборудования, если верить экспертам, нет (а должно быть в районе Б. Майлина, село Майское), – то далее грядут судебные процессы по индексации...
P.S. На момент подготовки материала к печати связаться напрямую с руководством АО «Север Птица» не удалось. Дело в ведении юриста. «КН» обозначили круг вопросов, ответы на которые мы хотели бы получить, чтобы разобраться в ситуации.
В ближайшее время по этому спору пройдет очередной процесс – теперь в Верховном суде. Мы обязательно расскажем о развитии событий на страницах газеты.