И смех и грех – так часто можно назвать то, что происходит в системе государственных закупок.
Причем во многих сферах: от приобретения служебных собак для военных и бензина для пожарных до строительства крупных объектов. В итоге многие миллионы идут на ветер.
Последний пример – ТОО «БахытМунай», которое оставило чуть ли не половину госучреждений области без бензина. И деньги в казну возвращены будут вряд ли – в суде начался процесс о банкротстве этой компании. Таких коллизий, завязанных на отечественном законодательстве, великое множество.
Главное – цена
Даже десять супершпионов не догадались бы нанести такой меткий удар по коммунальной сфере и бюджету. Такое мнение я услышал от очень уважаемого чиновника. Он говорил об изменениях в строительных нормах и правилах (СНИП) нашей страны, которые законодатели одобрили в 2012 году. Просто посмотрите инфографику про деревню Закукуево и всё поймете.
Когда государство проводит закупки товаров и услуг, становится очевидно, что закон от реалий жизни очень уж далек. Причем почти во всех отраслях народного хозяйства, социальной сфере и даже в среде полицейских, пожарных, военных...
Последний пример: в экономический суд обратился с иском отдел внутренней политики акимата Костанайского района. Ранее они проводили конкурс: нужно разместить на телевидении социально значимую информацию. Причем TV по условиям конкурса должно вещать на территории Костанайской области. Выиграл один из местных телеканалов? Ха! Некий ИП Шакирьянов Д.Р. Весь фокус в том, что основной критерий – цена. Кто дешевле предложил товар и услугу, тот тендер и выиграл. Вопрос качества, возможности исполнения заказа – дело десятое.
И вскоре, что не удивительно, ИП отказался выполнять госзаказ. Теперь чиновники с ним судятся, затем будут проводить новый конкурс, и не факт, что его не выиграет ИП Пупкин, а затем начнется второй круг хождений по мукам! Мало того, что народные деньги будут не освоены, так к тому времени, информация для налогоплательщиков, за которую страна готова платить из кармана налогоплательщиков (тавтология уместна), уже устареет и станет бесполезной. Подобных примеров великое множество (смотрите инфографику про судебные дела).
Второй круг
Но ведь закон суров, скажете вы, таких горепоставщиков суд признает недобросовестными и на два года вносит в «черный список» без права участия в госзакупках.
– А я другое ИП открою – на свата Петю. Ради развития бизнеса государство эту процедуру сделало простой. И снова на сайт – на госзакупки. Верно?
– Абсолютно, – отвечает председатель межрайонного экономического суда Сергей Нуров. – Более того, судебная практика показывает, что некоторые недобросовестные поставщики, открывая другое ТОО, даже юридический адрес оставляют прежний! А аффилированность доказывать непросто.
Яркий тому пример – ТОО «БахытМунай». В минувшем году компания оставила без бензина десятки государственных учреждений области. В их числе больницы, районные отделы внутренних дел, противопожарная служба. Посыпались иски в суд. И тогда на горизонте появилось ТОО «Агериа» с тем же адресом, что у «Бахыта». И эта фирма также выиграла ряд бензиновых тендеров. И тоже горючее не поставила.
И тут Сергей Нуров акцентирует внимание еще на одной недоработке в законе. Такому поставщику запрещают участвовать в госзакупках сроком на два года. При этом не важно, скольким госучреждениям за короткий период фирма не поставила товар или услугу. Хоть один раз, хоть двести. Кстати, без малого именно 200(!) исков и было в 2014 году в отношении «Бахыта». В регионе это рекорд. Может, в стране тоже.
– Тут речь должна идти, говоря полицейским языком, о рецидиве. Таким поставщикам надо запрещать работать на рынке госзакупок раз и навсегда, – уверен Сергей Нуров. – Но никто из чиновников, отвечающих за проведение тендеров, ни разу не пришел к нам в суд, чтобы поинтересоваться, например, репутацией компаний. А ведь у нас эта информация систематизирована.
– Закон ведь иначе можно повернуть. Сколько было случаев, когда умело его используя, для акимов городов и районов покупали полюбившиеся им модели внедорожников. И сколько товаров было приобретено по явно завышенной цене. Может, некоторые чиновники и не хотят изменений в системе госзакупок?
– Несовершенство законодательной базы – это лазейка для злоупотреблений и коррупционных преступлений.
На этой «поляне» активно в минувшем году наводила порядок финполиция – проверяла, по каким ценам товары и услуги покупают госучреждения. Поэтому не все их руководители получили желанные джипы. В итоге сэкономлены многие миллионы на покупке странно дорогой картошки, консервов, мяса и так далее. Были и вопиющие факты: чиновники пытались приобрести бензин по цене выше максимально установленной государством. Потом винились, мол, не знали они. Хотя знают об этом даже те, кто пешком под стол ходит. Хоть здесь все же удалось навести порядок. Об этом сообщил Бауржан Казкенов, руководитель информационнотехнического отдела Департамента по делам госслужбы (в это ведомство влилась ликвидированная финполиция). По его словам, в этом году пока нет вопиющего завышения цен на приобретаемые государством товары.
Без возврата
– Тема госзакупок глобальная. Речь идет о нерациональном использовании бюджетных денег, срыве поставок товаров и услуг. Страдает и бизнес – тендеры проводятся поздно. Например, в строительный сезон, пока снова не грянул ноябрь со снегом, нужно успеть построить дома, отремонтировать улицы и так далее. Выходит, что в период финансового кризиса, мы сами его только усугубляем?
– Мы написали множество писем в столицу по теме несовершенства законодательства о госзакупках, – говорит советник акима области Виктор Мейстер. – Крайне трудно в рамках нашего законодательства работать. Заметьте, после того как мы проведем тендеры и выявим их победителей, этим предприятиям еще ведь нужно успеть заключить договоры с поставщиками, допустим, труб, щебня и так далее. И все это доставить к месту строительства или ремонта объекта. А, если на той же железной дороге предприниматель не сделал заявку на предстоящий месяц, то за несвоеврменно заказанные вагоны ему перевезут груз по более дорогому тарифу.
Это только штрихи к общему, так сказать, портрету системы госзакупок и того, к чему эта система приводит. Стоит упомянуть еще один момент – тендер может выиграть фирма из любого региона страны. Это уже не раз вызывало массу проблем: то фирма из Караганды не поставила служебных кобелей в костанайскую воинскую часть, то ТОО «ЭКОКапитал» из столицы отказалось утилизировать медицинские отходы нашей областной детской больницы. И, как в песне, полетели телеграммы...
Самое тоскливое, что в казну возвращаются далеко не все деньги, которые были выплачены государством недобросовестным поставщикам! Вот начался судебный процесс: один из банков, которому ТОО «БахытМунай» задолжало несколько миллиардов тенге, просит признать компанию банкротом. Но если это произойдет, процесс ликвидации может растянуться на годы (таких примеров много). При этом, выплата долгов по госзакупкам – это предпоследняя очередь в таком деле. То есть с большой долей вероятности можно сказать, что бюджетные деньги за бензин – тютю.
Но как нам сообщили в экономическом суде, в следующем году ожидается рассмотрение нового закона о госзакупках. Изменится ли ситуация – покажет время.
Олег Гурский,
Иллюстрации Владимира Березкина