Многие, включая депутатов и прокуратуру, ставили их дело на контроль. Реально помог только один человек – юрист областного филиала «Нур Отан».
Погорельцы
Двенадцатого апреля 2013 года в поселке Щербаково Алтынсаринского района случился пожар. Горел дом 86летней Меланьи Цема. Предполагаемая причина пожара – поджог. Однако до сих пор ни причины, ни поджигателя не установили.
Рисунок Владимира Березкина
Специальная комиссия записала в акте: дом восстановлению не подлежит. Бабушка перебралась в летнюю неотапливаемую кухоньку. Вместе с ней – внучка Светлана Головко и правнучка, тогда еще несовершеннолетняя. Места ей в кухоньке не нашлось, и вот уже два года девушка спит на полке в бане.
Светлана с дочерью переехали к Меланье Степановне еще до пожара – чтобы ухаживать за бабушкой, которая сломала ногу. А вообщето, в Щербаково у них была двухкомнатная квартира на первом этаже по адресу: Хакимжанова, 72. Она стояла закрытой. Так сложилось, что, когда случился пожар, единственной, кому оказалось до всего этого дело, была дочь Меланьи Цема Валентина Ивановна. Она инвалид второй группы, имеет небольшое жилье в Костанае и такую же небольшую пенсию.
Понятно, что оставаться в летней кухне погорельцам на зиму было нельзя. Валентина Ивановна решила, что надо отремонтировать двухкомнатную квартиру дочери. В тяжелые годы жильцы многоквартирного дома ставили печки, вывели на крышу трубы. В двухкомнатном жилище Светланы Головко печь сильно дымила, было холодно. Теперь ее мать решила эту самую печь переложить, поменять пришедшие в негодность полы.
– Мы даже успели их содрать и договорились с людьми, чтобы сделать хотя бы небольшой ремонт, – рассказывает Валентина Ивановна.
Но денег не было, и женщина пошла на прием в областной филиал партии «Нур Отан». Там ей пообещали, что акимат обязательно выделит погорельцам материальную помощь. Приехав в следующий раз в Щербаково, Валентина Ивановна очень обрадовалась. В квартире дочери вместо старых деревянных оконных рам стояли новенькие пластиковые. Но радость угасла быстро. Вместе с окнами появилась и новая металлическая дверь, ключи от которой оказались у некоего Руслана Садвакасова, жителя областного центра.
Смена хозяина
Куда только не обращалась Валентина Ивановна, чтобы найти концы этой истории. Выяснилось, что, пока она искала материальной помощи, квартиру ее дочери купил в прямом смысле проезжий молодец. По объяснениям Руслана Садвакасова, имеющимся в материалах полицейских проверок, однажды он ехал в санаторий «Сосновый бор» и заметил пустующую квартиру. Стал выяснять (у кого – непонятно), и якобы ему сказали, что там уже много лет никто не живет. По своим каналам он узнал, что когдато жилье принадлежало пенсионеру Владимиру Никонову. В архивах отыскалась и справка, что оно в 90е годы было приватизировано. Молодой человек нашел владельца квартиры и купил ее. Все было проделано очень быстро. Печь выбросили, привезли газовый котел. Поставили новую дверь и окна.
О том, что Владимир Никонов уже однажды продал свою квартиру (когда уезжал в Россию) и что у нее есть новый владелец Светлана Головко, костанаец якобы не знал. Между тем в 2006 году Головко через местный акимат эту квартиру легализовала. И об этом, говорит Валентина Ивановна, люди, включая специалистов исполнительной власти, знали. Тем более что Светлана там до переезда к бабушке жила.
Чтобы доказать право на собственное жилье, у женщин ушло почти два года. Одни официальные лица советовали просто вскрыть дверь и заселиться туда погорельцам. Другие, по словам Валентины Ивановны, брали дело на контроль, однако потом на ее заявления присылали, по сути, отписки.
Прокуратура Алтынсаринского района, например, сначала увидела в заселении Руслана Садвакасова признаки мошенничества. Потом ответила, что в его действиях нет оснований для уголовного преследования, «поскольку последний предоставил документы, подтверждающие принадлежность ему квартиры». То же самое утверждал и местный участковый. Хотя официальных ответов из полиции они так и не дождались. А сам Садвакасов, рассказывает Валентина Ивановна, заявил, что она с ее деревенскими заморочками ничего не добьется даже через суд.
Выход из лабиринта
Круг почти замкнулся, тем более что тот самый документ о легализации сгорел вместе с домом бабушки Меланьи. И Валентина Ивановна, которая уже имела доверенность на то, чтобы представлять интересы своей дочери, пошла по десятому кругу.
И неожиданно произошел поворот. Женщина уверена, что благодаря только одному человеку – Нурлану Джаменкову. Юрист областного филиала «Нур Отан» стал, можно сказать, руководить действиями Валентины Головко. И вот в конце сентября прошлого года из департамента юстиции пришел первый обнадеживающий ответ.
Сообщалось, что нашлись архивные материалы регистрационного дела, которые говорят о том, что квартира в 2007 году была легализована, право собственности – за Светланой Головко. Однако, как оказалось, адрес квартиры там был перепутан. За Головко числилось жилье, которое реально принадлежало юридическому лицу. Путаницу наверняка допустили в акимате, а потом Центр по недвижимости просто вычеркнул Головко из владельцев действительно принадлежащей ей квартиры. Почему – сейчас установить трудно, специалист уволился. Но выписка из архива давала хоть какието надежды.
Суд состоялся уже в январе 2015 года. И он исправил ситуацию, разобравшись с путаницей адресов и квартир. Валентина Ивановна говорит, что одновременно пыталась подать иск о выселении из их жилья Руслана Садвакасова. Но делать этого не пришлось. Выяснилось, что на самом деле никакого права собственности (хотя это утверждали и официальные лица) на эту квартиру у него нет. Или, что нельзя исключить, они были фиктивные и попросту исчезли.
Но все же костанаец кое в чем был прав. То, что он назвал деревенскими заморочками, реально существует. По словам Валентины Ивановны, путаница с документами на жилье есть и у других жителей Щербаково. Не дай бог, чтобы и на них нашелся «проезжий молодец».
...Сейчас Валентина Ивановна мечтает быстрее сделать ремонт, чтобы ее старенькая мама наконец успокоилась. И хочет сказать спасибо юристу Нурлану Джаменкову. С тем и пришла в редакцию.