Представитель оператора сотовой связи и госорганов встретились, чтобы обсудить проблемы, которые «не на повестке дня», но создают большой резонанс.
Важно для понимания
Встреча прошла в управлении информатизации, оказания государственных услуг и архивов акимата Костанайской области. Руководитель управления и инициатор, Азамат Кашиев, вел встречу. Были приглашены: Алексей Малышев, начальник технического отдела ТОО «Кар-Тел» (г. Костанай, «Билайн»), Ермек Мунарбаев, исполняющий обязанности руководителя межрегиональной инспекции связи по Костанайской и Северо-Казахстанской областям, Зауре Ельшибаева, замруководителя департамента санитарно-эпидемиологического контроля. И газета «КН».
Беседа была продолжительной и важной для понимания XXI века, его технологий и влияния на быт людей. Чтобы вместить максимум информации, мы разделили материал на две половины. В этой части главным респондентом стал Алексей Малышев.
Интерференция
– Основные трудности, с которыми мы сейчас сталкиваемся, – это радиофобия и репитеры. Вначале о репитерах (репитер GSM – повторитель и усилитель сигналов сотовой связи, предназначенный для локального расширения ее зоны покрытия. – Прим. ред.). В 2022 году мы запустили стандарт связи 4G в 170 населенных пунктах области. Но есть села, которые не особо ощутили эффект от этого. Почему? Есть абоненты со старыми SIM-картами, которые не поддерживают этот стандарт.
Легко проверить поддержку своей карты, введя команду *705#. Но главное – это репитеры, усилители. Со второй половины 2020 года они активно ввозятся в Казахстан, в основном из Китая. На Складской, к примеру, очень много пунктов, которые продают эти дешевые устройства. Собственно говоря, эти усилители работают не так, как надо – из-за низкого качества и непрофессиональной установки. При этом они создают интерференцию, из-за наложения волн друг на друга искажается сигнал, вследствие чего происходит деградация сервиса сотовой связи.
Самые наглядные примеры: мы провели эксперименты в селах Красная Пресня (Мендыкаринский район) и Буревестник (Наурзумский район). На короткое время была отключена электроэнергия в поселках – после предупреждения и всех согласований, конечно. Тем самым мы отключили усилители, а их даже в небольших селах бывает по сорок штук. Базовые станции связи работают на аккумуляторах и не потеряли своей функциональности. И самые ярые противники отключения усилителей заметили, как сразу пошли СМС о пропущенных вызовах. Мы совершали видеозвонки, загружали «тяжелые» страницы – все работало стабильно. Но как только восстановили энергообеспечение и включились усилители – качество связи и Интернета резко упало.
Нагляднее и не докажешь, но нет – самый банальный аргумент, который мы слышим: «Я его купил и в коробку не положу. Пусть работает, раз я потратил на него деньги. Или купите его у меня».
(Алексей разводит руками).
10 микроватт
– Эти усилители предназначены для зимовок, например. Для локаций, где совершенно нет доступа к связи. Здесь они могут помочь. Хорошо, усилителями пользовались в селах, где не было базовых станций, но вот мы пришли, поставили в центре станцию. Зачем теперь усилитель? Нет, настырно люди его не отключают, они уверены, что он увеличивает скорость их Интернета, из стандарта 4G превращает в 5G... Это абсолютно-абсолютно не так! Иногда очень удивляемся неинформированности населения, их слепому следованию мнениям каких-то экспертов в кавычках из YouTube. Здесь я перейду к такому явлению, как радиофобия. В сельской местности не было случая, чтобы кто-то из жителей сказал: не ставьте оборудование, не хотим, чтобы нас облучало. У нас радиофобы – это городские жители и в особенности – новых микрорайонов Костаная – «Юбилейный», «Береке».
Опять же, люди не понимают природу электромагнитного излучения и путают его с радиоактивным излучением. Это как сравнивать круглое с холодным. Есть санитарные нормы, связанные с высотой, направлением, мощностью передатчика – все эти нормы оператор соблюдает, и СЭС, и инспекция связи следят за ними. У нас максимальный норматив плотности электромагнитного потока – 10 микроватт на квадратный сантиметр. Кстати, эта норма в десять раз жестче, чем в Европе. В Скандинавских странах, например, норма – 100 микроватт.
– Можно вспомнить микроволновую печь и ее влияние, – здесь заметил Азамат Кашиев.
– Да, микроволновка и сам телефон. В момент посыла вызова телефон почти до ватта дает мощность с тем, чтобы найти ближайшую станцию и зацепиться за нее. Микроволновка выдает 800 ватт. Но мы не боимся микроволновок и телефонов. Хотя в наше время где-то пять часов в сутки телефон находится перед лицом человека. Мы про это не говорим.
У радиофообии двойной стандарт – оператор нас облучает, а все остальное нет. Слышу такой довод: тараканы сейчас – редкость, убежали из-за облучения. Тараканы исчезли, потому что в большинстве квартир сделан ремонт из строительных материалов, которые им не нравятся, не пригодны для их жизнедеятельности. Нет, это из-за излучения – стоят на своем радиофобы. Зато когда мы говорим, что на башнях базовых станций птицы вьют гнезда – нам не верят.
Это очень осложняет нашу работу. К счастью, еще не было случая у нас в области, чтобы мы демонтировали станции из-за претензий радиофобов. Но подготовительная стадия к размещению станции занимает длительное время – иногда до года. Это многие согласования с госорганами и прочее. И вот, когда все готово, оборудование закуплено, осталась стадия монтажа – нам приходится все сворачивать из-за претензий и жалоб. И вновь приходится начинать все с нуля, на новом месте. А потом абоненты жалуются, что качество связи и мобильного Интернета в том же «Юбилейном» очень плохое. Мы стремимся к прогрессу, но вначале должны навести его в голове...
Продолжение беседы газета опубликует на следующей полосе Hi-TECH. Кстати, управление информатизации в октябре планирует большую разъяснительную работу с населением. В этой программе «кустовые встречи» в жилых массивах. И это подразумевает «двойное движение» – каждый житель может аргументировать свою позицию по неприятию базовых станций на крыше дома. Вероятно, на встречах будут депутаты городского маслихата. «КН» также оставляет право возражений от читателей.
на редакционный WhatsApp 8-777-442-11-22.