Со дня гибели шестилетних братьев в Рудном прошел год. Следствие по сей день не завершено...
Две версии
Более того, не определен даже круг подозреваемых. Напомним, трагедия случилась 13 октября 2022 года. Двойняшки жили с матерью и старшим братом. Шестилетних Амира и Ильяса без признаков жизни обнаружила их мама. За день до смерти мальчики поступили в больницу с признаками тяжелого отравления. Наутро их выписали, а вечером дети умерли. Позже выяснилось, мать сама настояла на их выписке, так как не лежала в больнице с ними. Так сказали врачи. Еще медики сообщили – они предупреждали, что Амиру и Ильясу нужно побыть под наблюдением врачей еще несколько дней. Но мальчиков все равно забрали домой.
Случившееся в Управлении здравоохранения Костанайской области тогда прокомментировали так: «Мама обратилась с жалобой в службу 103 на нетипичное поведение. При поступлении дети жаловались на слабость в нижних конечностях, пошатывание, сонливость и эмоциональную нестабильность. Их госпитализировали, провели инфузионную терапию. Лабораторные и клинические анализы не показали никаких отклонений. По настоянию мамы дети были выписаны утром 13 октября с улучшением. Братья были в удовлетворительном состоянии, играли. Смерть наступила в тот же день, спустя 12 часов после выписки. Прибывшая на место вызова бригада скорой в 21.20 констатировала биологическую смерть у обоих детей».
Сразу после холодящей кровь трагедии количество версий загадочной смерти детей стало расти как снежный ком. Каждое предположение хуже предыдущего. Одно из основных – детей угостил конфетами с наркотиком незнакомец на улице. Подтвердить догадки рудничане не могли. Но версия быстро разошлась не только по области, но и по стране. Еще одно предположение – дети приняли чтото из медикаментов непосредственно дома. В таком случае это недосмотр взрослых. Эта версия до сих пор не подтверждена, но и не опровергнута.
На контроле
По факту внезапной смерти двух шестилетних братьевдвойняшек полиция Костанайской области тогда начала досудебное расследование по двум статьям Уголовного кодекса: «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и «Ненадлежащее выполнение профобязанностей медицинским или фармацевтическим работником».
Но дело до сих пор (!) не дошло до суда. Сначала ждали итогов судмедэкспертизы – ее делали, как и обещали, «не меньше двух недель». Действительно, не меньше: результаты были готовы в декабре. Экспертиза, которую провели в Казахстане, подтвердила, что причина смерти мальчиков – отравление. Но самую суть – чем отравились дети – местные эксперты установить не смогли. Тогда прибегли к помощи зарубежных коллег. В декабре прошлого года, отвечая на наш вопрос, начальник Управления полиции Рудного Булат Иманов сообщил, что дополнительную экспертизу проведут за пределами Казахстана. В феврале уточнил – образцы отправили в Москву.
– Вопрос этот на контроле в Аппарате Президента, в Генеральной прокуратуре и в МВД, – обратился Иманов к рудничанам.
Ответственный по этому вопросу – заместитель начальника следственного отдела Денис Бай. Он лично летал в Москву с образцами для экспертизы. В порядке Минской конвенции наши полицейские направили международный запрос и передали вещественные доказательства.
Экспертизу проводил Институт судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения РФ. В начале марта надеялись получить результаты и таки сдвинуться с мертвой точки. Тем временем изменился статус матери в деле: из потерпевшей – в свидетеля, имеющего право на защиту. Это, по словам ее представителя – юриста Татьяны Антоновой, «все равно что подозреваемое лицо, до этого полшага, потому что у подозреваемого и свидетеля с правом на защиту, согласно УПК, одни и те же обязанности и права». Такое обращение она сделала в городских и областных СМИ. Когда «КН» запросили подробности о статусе сторон и о круге подозреваемых, дело уже было прервано. Нам обтекаемо ответили: статус матери будет определен после возобновления сроков дела. То есть после московских результатов экспертизы. А она заняла больше времени, чем полагалось...
«КН» весь год следили за ходом (или, скорее, стагнацией) дела. И наконец, результаты, как сообщили в Департаменте полиции по Костанайской области, приехали к нашим специалистам в первых числах октября. С этого момента и после того, как местные эксперты считают и расшифруют результаты, по логике, должно возобновиться следствие. Свершилось это или еще только свершится – в ДП пока не распространяются...
Кто виноват?
Справедливости ради стоит отметить, что экспертизы, связанные с отравлениями, проводят долго не только у нас. Взять хотя бы массовое отравление в карагандинском спеццентре. В конце июля там отравились 14 детей от 11 до 17 лет. Двоих спасти не удалось. Как сообщило ИА NewTimes.kz, всех пострадавших выписали только на днях, 9 октября. А причина отравления неизвестна до сих пор...
К сожалению, тема отравлений в конце прошлого года всплывала в нашей области не один раз. 15 декабря четырем мальчикам в областной детской больнице сделали плановые урологические операции. Всем на следующий день стало хуже – поднялась температура, но трое позже пришли в себя. А маленький Амир, которому операцию сделали в день его трехлетия, впал в тяжелую кому и вскоре умер. Версию передозировки исключили сразу – перепроверили все записи. Врачи склонились к тому, что дело в препарате, хоть раньше он и не вызывал таких последствий. Около двух месяцев о ходе экспертизы журналистам сообщали так: результаты не были готовы. И по сей день – тишина.
Только в этом году смертельных, средних и просто неприятных отравлений было немало. Понес ли кто-то наказание? Если да, общественность об этом не оповестили.
СКЕЛЕТЫ В... КАНАЛИЗАЦИИ
Если говорить о приемлемых сроках судмедэкспертиз, можно отметить, что уж во всяком случае у нас в регионе исследуют крайне тщательно. 4 июля этого года во время ремонта по замене труб на пересечении ул. Мауленова – Дощанова рабочие нашли три человеческих черепа и скелета. В департаменте полиции пояснили – результаты судмедэкспертизы ждут ко второй декаде октября...