Такие люди отмечают профессиональный праздник 19 октября. В канун Дня спасателей костанайские пожарные рассказали «КН» о работе, в которой приходится рисковать своей жизнью во имя спасения чужой. И немножко о личном.
«Падали спать, где придётся»
Даурен СУРАГАНОВ, 39 лет, стаж 17 лет:
– Когда ты молодой и энергичный, наша работа, пожалуй, одна из лучших (улыбается). А с годами приходится все больше и больше прикладывать усилий, тренироваться, потому что работать на пожарах физически тяжело.
Сколько спас людей за все 17 лет, не скажу. Если честно, никогда не считал. И чаще всего люди даже не видят, кто их вынес из горящего дома. Наша задача – передать пострадавших как можно быстрее медикам. Это только потом из соцсетей мы узнаем, что кто-то благодарит нас.
На всех пожарах страшно. До сих пор. Кровля в любой момент может упасть, и такое частенько происходит. Кроме того, нужно найти тонкую грань между тем, чтобы соблюсти все инструкции и сделать все возможное для спасения людей. Решение нужно принять очень быстро. Например, горит квартира необесточенная. Приходится как– то выкручиваться, чтобы сбить пламя.
Еще случай такой был: по улице Наримановской горит дом. Хозяин кричит, что у него внутри осталась супруга. А горит как раз кухня и прихожая – зайти невозможно. Я быстро в окно ныряю, а там ничего не видно: все в дыму. Ползу на ощупь, хозяин дома кричит в спину: «Осторожно, там газовый баллон!» А он как раз на кухне, и я точно не знаю где. В такие моменты от тебя ничего не зависит, идешь на свой страх и риск.
Бывают периоды, когда в буквальном смысле выбиваешься из сил. На тушении пожара в «Оружейной палате», например. Тогда же загорелся лес в Аулиекольском районе, и в городе было несколько возгораний одновременно. Людей не хватало. Только передышка небольшая – падали спать, где придется.
Психологически я научился со всем справляться. Семья тоже привыкла. Супруга, возможно, и переживает, потому что знает, в каких условиях мне приходится работать, но не показывает этого. И я со своей стороны подробностей не рассказываю, чтобы лишний раз не тревожить.
А вообще мы не каждый день, конечно, тушим пожары и спасаем людей. Есть и рутинная работа. Как начальник караула я провожу теоретические и практические занятия с личным составом, отработку нормативов. В восемь утра заступил и до девяти утра следующего дня я полностью контролирую все, что здесь происходит. Хозработы в части тоже никто не отменял – что-то отремонтировать, подкрасить.
«Опыт на всю жизнь»
Нуржан НУРГАЗИН, 26 лет, стаж пять лет:
– Я хотел стать инженером пожарной безопасности. В колледже учился на архитектора, потом в университете – на электроэнергетика. После армии поступил на службу пожарным. Пока тушу пожары, но от планов стать инженером не отказался. В любом случае то, чем я сейчас занимаюсь, – это опыт на всю жизнь.
В роду у нас не было пожарных, но родители приняли мой выбор. Здесь я обзавелся и собственной семьей – познакомился с будущей женой. Она работала радиотелефонистом, сейчас в декрете: 29 сентября у нас родилась дочь. Придя в профессию, понял, что главное для пожарного – это выносливость. Локализовать пожар – это полдела. И когда кажется, что силы уже на исходе, нужно сделать еще уйму работы – скрытые очаги потушить, разобрать завалы... И тогда открывается второе дыхание.
Важна и скорость. Во всем, даже в мелочах. По нормативу мы должны одеваться за 18-19 секунд, но можно это сделать и за 14. Казалось бы, несколько секунд сэкономлено, но иногда и они играют большую роль.
В приоритете у нас всегда люди, нужно быстро всех эвакуировать. Когда в многоэтажке горит одна квартира, в опасности весь подъезд – из-за дыма. Счет идет на минуты.
Каждый пожар сложен посвоему, но больше всего мне запомнился случившийся два года назад девятого мая на Набережной. Мы работали в тяжелых условиях – сильный ветер, задымление, огонь быстро распространялся. Пока пожар не локализовали, находились в колоссальном напряжении.
Мне кажется, люди понимают важность нашей работы. Но и мы понимаем, что, когда у человека что-то сгорело, это всегда горе. Эмоции бывают разные. «Спасибо» за свою работу мы не ждем.
«Быть в форме – наша обязанность»
Талгат ЕРМАНОВ, 28 лет, стаж семь лет:
– Мой дядя был пожарным. Сейчас он уже на пенсии. Он мне и предложил пойти сюда на службу: мол, ты спортом занимаешься, сильный и шустрый. Так 25 августа 2016 года я устроился в пожарную часть.
Здесь меня встретили как своего. Комод (командир отделения. – Прим. авт.) терпеливо учил меня, тянул на соревнования. Сейчас я участвую практически по всех – ГДЗС (соревнования среди звеньев газодымозащитной службы. – Прим. авт.), кроссфит, футбол, волейбол, борьба. У нашего караула много призовых мест. Но мы это делаем не ради того, чтобы получить очередную медаль в копилку. Быть в форме – это наша обязанность. Отсутствие физической подготовки несет риски не только для пожарных, но и для людей, которых мы должны спасти.
Помню свой первый пожар – горела трава возле Тобола. Я тогда был еще стажером, можно сказать, боевое крещение прошел. С тех пор, конечно, многое видел...
Особенно запоминаются пожары, где приходится спасать детей. Недавно в многоэтажке по Садовой вытащили ребенка из квартиры на пятом этаже. Поднимаюсь второй раз на седьмой этаж, а там двое маленьких детей – одному семь лет, а другому пять. Одни дома. Мы вдвоем их с начкаром (начальник караула. – Прим.авт.) на улицу и вынесли.
Мне нравится моя работа. Да, она довольно тяжелая, учитывая, что приходится рисковать жизнью. Иногда опасность подстерегает там, где ты ее совсем не ждешь. Когда тушили пожар на Набережной, перед тем, как зайти в один дом, спросили у хозяина, есть ли там газбаллоны. Он ответил, что нет. Только мы зашли – взрыв. К счастью, все обошлось.
Сейчас я стараюсь помогать новичкам, учу и поддерживаю молодежь, которая к нам приходит. Ведь нам приходится работать в экстремальных условиях, поэтому важно знать, что все мы можем друг на друга положиться.