В горах Шварцвальд на юго-западе Германии много известных миру городов. Один из них – Фрайбургим-Брайсгау, жемчужина этих мест, как говорят местные жители.
Обитатели Чёрного леса
Юг страны, рукой подать – Швейцария и Франция, потоки туристов. Их манят не только климат, непревзойденной красоты пейзажи – Шварцвальд (черный лес) насыщен историей и культурой
Герои сказок братьев Гримм искали в Черном лесу приключения, о которых потом взахлеб читали взрослые и дети на всей планете. История Красной Шапочки (в той или иной версии) из 19-го века уверенно переселилась в 20-й и в новое тысячелетие – вряд ли она покинет мир, где иногда очень страшно, но добро побеждает зло, и ничего нет важнее этого.
Кто не слышал о сказочниках и языковедах Якобе и Вильгельме Гримм, отдавших жизни изучению немецкой народной культуры? Но вспомнит ли немец имена, которые в Германии не на каждом шагу, но все равно их много?
«Повсюду листья жёлтые...
...вода прозрачно-синяя...» Фрайбург, Вальштрассе, 10. На стене дома, где располагался пансион, в котором жили сестры Цветаевы – Марина и Анастасия, – мемориальная доска с надписями на немецком языке и на русском. Впервые Цветаевы приехали сюда в 1904 году. Их мать, Мария Александровна, урожденная Мейн, наполовину немка, жила по другому адресу – Мариенштрассе, 2. Мансарда, приютившая женщину, угасавшую от чахотки, почти не изменилась.
Цветаева в поисках спасения переезжала с дочерями с одного европейского курорта на другой. Когда стало совсем плохо, они перебрались на курорт в Латтаккерне, рядом с Фрайбургом и Баденвайлером, где в 1904 году от той же болезни умер А.П. Чехов. Лечиться сюда его привезла жена, известная актриса Ольга Книппер, в роду которой были немцы.
История памятника
В Баденвайлере Чеховы не раз меняли пансионаты – Антон Павлович сильно кашлял, постояльцы старались держаться подальше. Чехову было 44 года, когда жизнь его оборвалась. Из Баденвайлера после отпевания в католической церкви – православной рядом не было – тело писателя в вагонехолодильнике отправили в Москву.
А в 1908 году из России сюда привезли бронзовый памятник по инициативе К. Станиславского, известного даже далекому от театра миру своим «не верю». Он приезжал в Баденвайлер, участвовал в торжественном открытии памятника, после чего были поминальный обед и концерт русской классической музыки. Может, на этой почве и организовали здесь уже в новом веке чеховский фестиваль?
Тишина в полном её смысле
Первая мировая отправила всю бронзу на переплавку, и от Чехова остался лишь постамент: «Хорошему человеку и врачу», «Великому писателю – Антону Чехову». Памятник, который мы увидели в Баденвайлере в октябре, привезен с Сахалина в 1992 году, он бронзовый и установлен на старом постаменте «среди зелени и камней». «Остров Сахалин» – так Чехов назвал книгу, написанную в 1890 году по итогам поездки в каторжный край. Там и родилась идея вернуть памятник в Баденвайлер.
– Почему вы хотите увидеть памятник Чехову? Откуда вы? Из Казахстана? Знаю. Сколько людей сейчас живет в Астане, вашей столице? Больше миллиона? О, как сильно она выросла! – немец преклонных лет ведет гостей по тропинке, специально проложенной к памятнику. Никто не обгоняет и не останавливается рядом. В открытом для посетителей русском павильоне пусто. Здесь тишина в полном ее смысле. Кто знает, сколько людей сюда еще придет, когда в Евразию вернется мир.
Во Фрайбурге есть и улица Максима Горького. В новом микрорайоне, построенном в 2000 году. Пролетарский писатель в 1923 году жил рядом с городом в маленькой деревушке Гюнтерсталь.