Всё настоящее
Классический русский балет – на сцене костанайского Дворца молодежи. Само определение ко многому обязывает. А с пометкой «театральная труппа из Москвы» вдвойне. Планка исполнительского мастерства столичными знатоками балета поднята высоко. «Оправдают ли ее гости?» – задумывались наши зрители, но билеты раскупили очень быстро. Забегая вперед, скажу, что, конечно, оправдали.
Это были не отдельные партии из балета, а полноценный спектакль. Неудивительно, что москвичи и декорации привезли с собой. Причем на каждое действие отдельно. Если королевский дворец, то и зал для бала невест соответствующий. Если нужно было показать озеро, где встретились впервые главные герои, то и показали. Подчеркну, без во всех смыслах удобного экрана, на котором можно и видео было запустить, с волнами, бегущими тучами, и показать какой-нибудь из английских дворцов. Гости решили следовать во всем классическому направлению – и в игре актеров, и в возможностях изобразительного искусства (настоящими декорациями сегодня могут похвастать только крупные театры мира).
Мы застали артистов на костанайской сцене еще во время репетиции, за три часа до начала. Каждый, даже самый именитый и опытный профи пробует новую сцену заранее. Вот и московские артисты балета обживали каждый метр. Кто-то ловил момент и принимал вертикальное положение, чтобы расслабить мышцы. Кто-то, наоборот, напрягал и себя, и коллегу по сцене – в прыжках, поддержках, растяжках. Управляла всем этим действом королева.
«Могу и в королевах посидеть!»
Наталья Кунгурцева – не только педагог-хореограф, которая может подсказать, где, кому и куда ножку тянуть. Она может лишь одним словом разбудить слегка расслабившегося на сцене артиста: «Держим подбородок!.. Ручку изящнее вверх!.. Всем животом в зал разворачиваемся!..» А в «Лебедином озере» она еще и королева. Ее величественную походку, нереально прямую спину и четко выверенные движения отметили все зрители. Королева как-никак!
– Я бывшая примабалерина этого коллектива, сейчас вышла на пенсию, но не ушла из театра, – рассказала «КН» Наталья Борисовна, продолжая гримироваться. – У нас это быстро: 20 лет стажа – и ты пенсионер. Кому нужны старые лица на сцене?! – разоткровенничалась артистка. – Все хотят молодость, красоту. А я могу и в «королевах» посидеть! – и рассмеялась.
Есть ли спектакли, когда хореограф всеми и всегда доволен? Как заверила педагог, нет. Потому как человеческий фактор – в любом во всех смыслах живом творчестве. Люди – не роботы. Каждый может чтото забыть, совершить какуюто оплошность – это, поясняет наша героиня, допустимо: «Чего-то совсем уж критического в этом нет, но я, как педагог, корю себя – что-то упустила, недосказала. Нас так воспитывали – максимально быть ответственным. В работе, в ее результатах».
Расслабиться и на гастролях ни-ни. Слово «отдыхать» для балетных как мираж где-то на горизонте. Это только на пенсии можно себе позволить... татуировку от локтя до запястья. А вот в разгаре карьеры артисты должны быть словно чистый лист, на котором могут нарисовать любой образ – прошел спектакль, отгремели аплодисменты, и ты снова должен быть как чистый лист для создания нового образа.
В чём успех?
За полчаса до начала спектакля, за сценой, в коридор Дворца молодежи то и дело выходили артисты. Настраивались. Белые лебединые пачки, порядком стертые пуанты – это надевать в последнюю очередь, ноги держат в тепле до последнего. У кого-то в наушниках уже Чайковский, а у кого и тяжелый рок. Смотря в каком ты образе. «Лебединое озеро» при всем своем классическом статусе собрало массу самых разнохарактерных ролей.
Казалось бы, невесты принца все как на подбор принцессы и королевны, в достатке живут, с хорошим воспитанием и образованием. Но он-то всех отверг, разбил юные сердца – влюбился в другую. А та – лебедь. Да, красавица, умница, положительная. Но! Жених вдруг перепутал ее с «черным лебедем» – и все, обещал жениться на другой... Что тут делать? Озлобилась? Перешла на темную сторону. Просто рукой махнула? Стала безразличной и расчетливой. Тонкие психологические грани. И все нужно сыграть за два часа спектакля. А то и за три минуты своего сольного выступления.
И они это сделали. Аншлаг, аплодисменты в каждой паузе – костанайские зрители встретили столичную труппу очень тепло. Танец маленьких лебедей, узнаваемый с первых нот, – и зал взорвался аплодисментами. Не меньше их собрала и главная героиня, которая сделала те самые 32 фуэте. Напомню, первая версия «Лебединого озера» провалилась. А в обновленной 125 лет назад и показали те самые 32 фуэте, многооборотные пируэты с захлестом ноги. Главное – удержать равновесие на носке.
Вот и на костанайской сцене московская балерина сделала это блистательно. Но за кулисами призналась, что не в этом успех спектакля. Вот и костанайские зрители были под большим впечатлением, выходя из зала: «Волшебная музыка! Высокое искусство! Какие талантливые артисты – настоящие мастера сцены! Балет никакой попсой не перебить! Пора и в Костанае свои балетные спектакли ставить!»