Мир в огне. В Казахстане тоже «потеплело»?
Самая худшая компания
События на шахте имени Костенко в Караганде в конце прошлой недели стали не просто трагедией. Они стали последней каплей для государства в пересмотре той инвестиционной политики, которая пропагандировалась и складывалась в стране на протяжении трех последних десятилетий.
Объем привлеченных инвестиций стал одним из показателей работы исполнительной власти. За низкие показатели ругают, от них зависит положение акимов в рейтинговой таблице. При этом особой разницы, кого привлекают в качестве инвесторов – собственных предпринимателей или иностранных компаний, – нет. В основном речь идет о создании новых рабочих мест, а вот каково будет положение тех, кто их займет, вопрос, по крайней мере публично, не обсуждается. И вот – рвануло
По информации депутата Мажилиса Ермурата Бапи, международный сталелитейный концерн «АрселорМиттал» получил в Казахстане в частную собственность 15 угольных шахт и рудников по прямому указанию Нурсултана Назарбаева. Так началась в 1995 году и история компании «АрселорМиттал Темиртау», которая владела шахтой имени Костенко. Претензий к АМТ было множество. Компанию штрафовали на миллиарды тенге за нарушение экологического законодательства. Но, видимо, прибыль была намного выше, поэтому сдвигов, несмотря на обещания, было мало. Подсчитано: до взрыва в карагандинской шахте на предприятиях АМТ погибли 125 человек. Теперь добавились еще 46 жертв. Самая большая человеческая потеря.
«Надо через международные организации по защите труда и трудящихся добиваться моральной и материальной компенсации нашей стране и нашим гражданам», – призывает депутат Мажилиса Ерлан Саиров. Парламентарий даже предложил объявить господину Митталу общественную санкцию по всему миру. Как это можно сделать, депутат и сам, скорее всего, плохо представляет. Плохо, что он при этом не призывает проанализировать, насколько много сам Казахстан сделал, чтобы предотвратить трагедию.
На эту тему высказался известный казахстанский политолог Данияр Ашимбаев. Он считает, что причины роста техногенных аварий, когда гибнут люди, в критическом износе оборудования, в дефиците инженерных кадров («система образования их вообще не готовит») и в хозяйственном подходе («не имеет принципиального значения форма собственности: что частный инвестор, что государство являются плохими хозяевами»).
По мнению эксперта, вся экономическая политика Казахстана построена на «приватизации» и «привлечении иностранных инвестиций». «Государство само принципиально не видит себя ни эффективным собственником, ни сильным организатором», – заявляет Данияр Ашимбаев. И добавляет присутствие коррупции и отсутствие «контроля со стороны государственных органов». Так что вопросы надо задавать не только всем инвесторам, но и самому государству.
Что изменится после ЧП на шахте имени Костенко? Президент РК Касым-Жомарт Токаев приезжал в Караганду и заявил, что компания АМТ «оказалась самой худшей в нашей истории» и что с ней надо прекращать инвестиционное сотрудничество. Уже на третий день «АрселорМиттал» подтвердил переход компании в собственность Казахстана. Но надо понимать: это не конец, это только начало.
Ищи того, кому выгоден фейк
Еще одно событие прошлой недели достойно того, чтобы о нем сказать. Хотя это уже назвали фейком, Казахстану в лице Министерства обороны пришлось давать официальное разъяснение по поводу распространенной в Сети информации о том, что в Алматы открыт «объект НАТО».
На самом деле это было мероприятие с участием посла США. Он открывал конференцзал Центра миротворческих операций. Этот центр работает с 2006 года, здесь готовят военных, полицейских и госслужащих к участию в миротворческих операциях, обучают их основам международного права. Что же тогда послужило толчком к возникновению фейка? Понятное дело: присутствие только посла США – страны, которая ассоциируется с НАТО. Почему только ее? Да потому, что зал был оборудован при финансовой поддержке Соединенных Штатов. У Министерства обороны на это средств, видимо, не нашлось. Так и напрашивается ассоциация с давним событием – открытием под Алматы химической лаборатории, куда пригласили тоже только представителей США. По той же причине.
Политика – такое дело, думать надо много.