Урожаи не радуют
По данным Бюро национальной статистики, к началу октября запасы маслосемян в Казахстане заметно сократились и составляют чуть более 967 тысяч тонн. Это примерно в 1,7 раза меньше аналогичного периода прошлого года, когда объемы масличных превышали 1,67 миллиона тонн. И больше всего маслосемян сосредоточено в Северо-Казахстанской (327 тысяч тонн), Костанайской (156 тысяч тонн) и Акмолинской (123 тысячи тонн) областях.Надо сказать, что в Национальной ассоциации переработчиков масличных культур (НАПМК) заранее предупреждали, что из-за явно неблагоприятных погодных условий в основных сеющих регионах урожай подсолнечника может уменьшиться на 30-40%. Поэтому нашим отечественным маслозаводам, возможно, придется работать в условиях дефицита сырья.
По мнению руководителя одного крупного костанайского перерабатывающего предприятия, очень большой проблемой масличного рынка стало отсутствие настоящего регулятора цен на сырье. Поэтому сейчас давать какие-либо прогнозы тут практически невозможно. Понятно, что на эти цены сказывается ситуация сегодняшнего рынка. И тем не менее они не должны быть абсолютно стихийными. Их иногда все же надо корректировать. К сожалению, подобные попытки чаще всего неудачные. А значит, и результаты крайне неутешительные.
«Наша слабость – отсутствие технологических цепей»
Именно так считает руководитель костанайского ТОО «Азимут» Валентин Хаданович.
– Да, действительно, пока трудно говорить о ценах масличных культур нового урожая, – говорит он. – Возьмем лен. Если вернуться на сравнительно недавнее прошлое, то его самым главным потребителем всегда была Западная Европа. Ее переработчики сначала закупали лен у украинцев, потом у россиян, а затем доходила очередь до казахстанских сельхозпроизводителей. К сожалению, эта логистика сейчас оказалась разорвана. И европейцы, судя по всему, стали работать с аграриями других стран, например, с канадцами. Да и в Индии, говорят, тоже неплохо выращивают лен. – Впрочем, – подчеркнул Валентин Хаданович,
– для Казахстана европейский рынок – отнюдь не единственный для сбыта масличных культур. Да и вообще наша сегодняшняя слабость – это отсутствие технологических цепей, как систем организационно-экономических отношений. Урожай мы каждый год получаем. И не суть важно какой – богатый или не очень. Главное, что мы перерабатываем эти культуры в основном только для собственного внутреннего рынка. И то здесь часто можно видеть бренды из других стран. Зато, если говорить о дальнейшей углубленной переработке выращиваемых у нас культур, включая масличные, то тут дело стопорится.
– А давайте остановимся на технологической цепи.
– За примерами тут не надо далеко ходить – возьмем наших соседей-россиян. Они сумели создать очень мощные холдинги, которые интегрированы и вертикально, и горизонтально. В них входят десятки сельхозпредприятий, где выращивают масличные культуры. Плюс приемные предприятия, где подрабатывают и хранят это сырье. И, разумеется, масложировые комбинаты с огромным объемом суточного производства продукции. Кое-где этот показатель превышает семь тысяч тонн. Повторяю, в сутки! Подобных холдингов в России немало. Глядя на них, можно строить и наши казахстанские модели развития переработки.
Коллективный разум – не панацея
Валентина Хадановича невозможно назвать пессимистом. Как раз наоборот. Он, между прочим, кандидат технических наук, доцент. И ему очень нравятся возникающие в Казахстане бизнес-инициативы, когда группы единомышленников пытаются совместно решать вопросы, стремятся к инновациям. Дескать, мы коллективным разумом поработаем над проблемами, изучим их и сделаем нужные выводы.
В принципе, это здорово. Правда, Валентин Васильевич считает, что порой коллективного разума мало. В том смысле, что в ряде случаев над решением проблем должны работать государственные институты развития. По сути, правительство. Вот они-то и программы будут разрабатывать, и финансирование их обеспечат. Хотя и инициатива предпринимателей, конечно же, тоже нужна. Поскольку они могут правильно расставлять вешки, по которым и должна двигаться и развиваться та или иная отрасль.
Кстати, рассуждения Валентина Хадановича о необходимости углубленной переработки масличных культур не расходятся с теми направлениями, по которым развивается его предприятие. Дело в том, что на заводе ТОО «Азимут» перерабатывают около десяти видов культур. И специализируются здесь не только на производстве масел, но и на выпуске другой продукции. Например, делают горчичный порошок, муку (льняную, кунжутную, арахисовую, конопляную), диетические кисели и иные продукты функционального питания.
А еще надо иметь в виду, что лен, горчицу, подсолнечник и рыжик здесь перерабатывают только из отечественного сырья – костанайского, акмолинского, павлодарского и из СКО. Причем, по словам руководителя предприятия, тут намерены удерживать цены на выпускаемую продукции на сегодняшнем уровне. А возможно, даже несколько снизят их. И эти намерения, разумеется, имеют реальную экономическую основу.
Силы неравны
Как сообщают республиканские СМИ, иностранные рынки сегодня не проявляют интереса к готовому казахстанскому подсолнечному маслу, зато там остается большой спрос на наше сырье.
Поэтому есть опасение, что при большом экспорте семечек за пределы страны возникнет нехватка подсолнечного масла на нашем внутреннем рынке и увеличатся цены на него. И предприниматели просят, чтобы государство контролировало объемы экспорта семян.
Как сказал председатель правления Национальной ассоциации переработчиков масличных культур Казахстана Ядыкар Ибрагимов, «профильные министерства должны понимать, здесь все очень просто: продал сырье – не продашь готовую продукцию. Продал сырье – значит, у тебя не будет возможности произвести эту продукцию внутри страны».
И тут с ним согласны многие костанайские аграрии. Более того, по их мнению, тот факт, что при выращивании масличных культур мы стали делать большую ставку на китайских переработчиков, которые, якобы могут скупить все предложенное им сырье, является ошибкой. И все потому, что для Китая наши казахстанские поставки сырья – это мизер. Хотя для нас эта страна – огромный рынок сбыта.
Иными словами, начали взаимодействовать два партнера с неравными силами. Такая ситуация, естественно, мешает нам развивать свою собственную перерабатывающую отрасль. И что очень важно, в какой-то момент наши партнеры, использую свое силовое преимущество, смогут надавить на нас при установке цен.
Конечно, обязательно надо продолжать создавать хорошие взаимоотношения буквально со всеми зарубежными партнерами, в том числе и с сильными. Но, главное, чтобы тут в приоритете всегда была наша отечественная перерабатывающая отрасль, которая пока далеко не совершенная. А вот когда она начнет обретать завершенные технологические циклы – от выращивания культур до их полной переработки, – то пойдет на спад наша зависимость от партнеров.