В апреле Президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал указ «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата». Указом предусмотрен комплекс мер, реализация которых обеспечит ускорение принятия решений в госаппарате, повышение самостоятельности и персональной ответственности первых руководителей госорганов, сокращение документооборота и отчётности плюс цифровизация по умолчанию. На улице конец ноября. Что изменилось? Об этом «КН» рассказал руководитель департамента Агентства РК по делам госслужбы, председатель регионального Совета по этике Ерлан САЛЫКБАЕВ.
– У понятия дебюрократизации объяснение довольно емкое. По сути – это оптимизация процедур получения и оказания госуслуг и оптимизация самого госаппарата. Если говорить о первой части моего определения, получать госуслуги сегодня просто?
– Намного проще, чем даже пару лет назад. Цифровизация делает свое дело, все больше сервисов доступны в режиме онлайн. В Костанайской области предоставляется 411 видов госуслуг, из них 358, или 87 процентов, – через портал электронного правительства.
– Как проходит процесс дебюрократизации?
– Старт этой деятельности госаппарата дан с момента подписания указа. Согласно этому документу, Агентству по делам госслужбы поручено обеспечить мониторинг и анализ по вопросам дебюрократизации госаппарата. Ориентируясь на приоритеты, на первых этапах этой работы сосредоточено внимание на самых злободневных сферах: здравоохранение, труд и социальная защита населения, финансы, торговля и интеграция. Сейчас анализируем сферы сельского хозяйства, экологии и природных ресурсов.
– Костанайская область инициирует изменения? Есть те, которые поддержаны на уровне республики?
– С начала года нами выработано 147 предложений по искоренению излишних административных барьеров и бюрократии. 40 – в рамках анализа, 107 – в рамках мониторинга. К примеру, одни из наших предложений основаны на повышении самостоятельности и персональной ответственности руководителей госорганов. В сфере госуслуг порядка 100 видов оказываются на основании различных комиссий. Полагаем, что их работа – лишнее звено. К примеру, в действующем порядке при назначении адресной соцпомощи предусмотрено наличие участковой комиссии, которая должна производить обследование материального положения обратившегося гражданина, подготовку заключения о том, нуждается ли он в помощи. При этом ведущая роль отводится уполномоченному органу (отделы занятости и социальных программ. – Прим. авт.), который производит расчет среднедушевого дохода лица. Если предположить, что члены комиссии, обследовав жилищные условия услугополучателя, считают, что он нуждается в социальной помощи, однако по итогам расчетов ему не положена их выплата (среднемесячный доход семьи на одного человека превышает 34 651 тенге. – Прим. авт), то окончательное решение о ее назначении будет отрицательным. Таким образом, наличие участковой комиссии нормативно определено, но ее признание о нуждаемости лица в социальной помощи – формальное. Данные предложения синхронны с текущими поправками в законодательстве по оптимизации комиссии.
– Какой ожидаете результат?
– Ожидаемый эффект – это снижение бюрократии, ускорение принятия решений, гибкость и инновационность госаппарата. К числу положительных мер следует отнести и такую: установление инвалидности в проактивном формате без обязательного посещения медучреждений и получения подтверждений, ограничивающееся заключением независимых экспертов из числа опытных врачей. Сейчас на базе информсистемы «Е-қызмет» полностью оцифрован процесс приема на госслужбу сотрудников Агентства и его территориальных департаментов. Использование этого опыта ожидается во всех госорганах.