«...Господи, куда же ты смотришь? Почему гибнут дети? Почему ты не остановишь взрослых, у которых в голове одна война?..» – этот монолог в спектакле, поставленном по рассказам Шолом-Алейхема, был написан больше 100 лет назад. Театр из Темиртау, приехав в Костанай на гастроли, поразил наших зрителей своей версией «Поминальной молитвы».
Актуальное звучание
Стопроцентное попадание. Костанайский зритель сопереживал с первой минуты театрального действа. Старик Тевье вышел у меня из-за плеча. Я знал, что спектакль начинается с монолога главного героя. А поэтому охотился за удачным снимком прямо у входа в зрительный зал, рядом со сценой. И тут – так близко момент перевоплощения. Один из самых опытных артистов Темиртауского театра для детей и юношества, который недавно приезжал в Костанай на гастроли, настолько легко вошел в роль. Ему поверили сразу. И в то, как тяжела судьба сельского молочника, и как непросто быть отцом пяти дочерей. Да и жить в мире и согласии, как оказалось, непросто...
Конечно, кто-то скажет: мол, сам материал – «Поминальная молитва» – богатый для исполнительского искусства. Перед распадом СССР эту постановку впервые взял в свой репертуар московский театр «Ленком», и в итоге она стала одной из его визитных карточек. Марк Захаров поставил этот спектакль по пьесе Григория Горина. И уже после первых же премьерных показов критики назвали постановку «театральным чудом». Да, на столичной сцене тогда были корифеи театра и кино – Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Александр Абдулов и другие. Три года назад ленкомовцы восстановили спектакль, вдохнув в него новую жизнь, новое осмысление.
За эти годы многие театры не только на постсоветском пространстве пытались ставить историю Тевье-молочника на своих сценах. Но год-два всего удерживали постановку в репертуаре. В чем секрет «Поминальной молитвы»? Попадание во время, события, обстоятельства? Возможно. До боли щемящая актуальность – были родными, а стали врагами? И это тоже.
Свободолюбивые
Для театра из Темиртау, как рассказал «КН» его директор и режиссер Владимир Дроздецкий, этот спектакль – одна из премьер сезона. И первые же показы на недавних театральных фестивалях – масса наград. «Мы работали над ним еще до всех событий, которые сделали его столь злободневным, поэтому, возможно, это как предчувствие», – признался режиссерпостановщик.
Напомним, написал эту пьесу Горин по мотивам рассказов еврейского писателя ШоломАлейхема. По сюжету события разворачивались в начале XX века, недалеко от Киева, в маленькой украинской деревне Анатовка. Исторически то было время антисемитских настроений и массовых еврейских погромов. Но жителям Анатовки в чем-то повезло: деревня не у большой дороги, на отшибе, а потому там русские, украинцы и евреи жили в добрососедстве. До поры до времени.
Главный герой, молочник Тевье, был философом, сельским мудрецом, который на любой вопрос мог найти ответ: «А что было раньше – курица или яйцо?» – «Раньше... все было!» Большая семья для него – и счастье, и большие заботы. Он пытается устроить судьбу пяти дочерей. А они, как их воспитали родители, были свободолюбивыми и поэтому решали вопрос замужества по-своему...
Слёз не удержать
Да, Тевье был бедным евреем, потому как из двух головок сыра ему приходилось одну отдавать местному жандарму. Но он был богат душой и сердцем. Готов был отдать и вторую сырную головку только за то, чтобы не тронули сына соседа, студента-революционера, которого он особо и не помнил.
Мечтой Тевье было выгодно выдать замуж своих дочерей. Но... Старшая дочь отказывается выходить за богатого мясникавдовца и вместо этого выходит за бедного портного, которого любит. Вторая дочь влюбляется в того самого студента и готова идти вслед за ним в ссылку. Третья дочь ради жениха принимает православие и уходит из родительского дома, и тоже из-за большой любви.
Казалось бы, хорошо в тех семьях, кто все делает по расчету и с выгодой. А у Тевье беда за бедой. Однако любовь и вера в этой семье становятся теми столпами, куда нерушимее любых богатств. И когда всех евреев Анатовки пытаются выселить «куда-то подальше» от Киева, именно семья Тевье объединяет вокруг себя всех. И некогда враждующих, и представителей другой веры. Даже тех, кого уже выселили из Киева. И Тевье, как тот самый Моисей, уводит всех в «пустыню», где неизвестно, что их ждет...
Создатели «Поминальной молитвы» постарались сделать эту историю не только как драму. Она полна тонкого юмора, музыки, танцев. И конечно, как отдельный персонаж – скрипка, напевающая всем знакомую «Хава нагила». В зависимости от ситуации, то легко и весело, то душераздирающе лирично. А в итоге артистов из Темиртау костанайцы, не удержавшие слез, искупали в бурных и продолжительных аплодисментах.