Житикара в последние годы расцвела и теперь не уступает другим малым городам области. Перспектив дальнейшего развития у этой земли немало. Обсуждаем тему с акимом Житикаринского района Нуржаном УТЕГЕНОВЫМ.
Стабильная база
– Нуржан Каиржанович, стереотипы таковы, что моногорода – это часто бесперспективные или как минимум проблемные территории. Для бизнеса это место, куда не очень хочется идти. Можно ли Житикару назвать таким моногородом?
– Житикара остается моногородом, не бесперспективным. Да, около года назад предлагали отнести ее к малым городам без перспективы развития. Но мы отстояли свой нынешний статус.
– Какие аргументы привели?
– В нашем случае малый бесперспективный город – это город без полезных ископаемых или с иссякающими месторождениями. У нас АО «Костанайские минералы» добывает хризотил, хорошо работают ТОО «Комаровское горное предприятие», ТОО «Брендт», ТОО «ГРК «Тохтар» по добыче золотосодержащей руды и ее переработке. Эти компании объединяют более шести тысяч человек, плюс рабочие места в смежных отраслях.
Всего в нашем районе около 25 тысяч человек экономически активного населения. Наемных среди них более 9500 человек. Помимо этого, по статистическим данным, у нас чуть более двух тысяч малых предприятий и ИП, которые создали еще 5863 рабочих места. И экономика района растет.
– В Житикаре есть градообразующее предприятие, но вы сказали, что появились и новые крупные игроки. О чем речь?
– По налогам в местный бюджет «Костанайские минералы» и «Комаровское горное предприятие» приносят примерно одинаковый объем средств – более миллиарда тенге каждое. «Брендт» платит около полумиллиарда тенге налогов, «Тохтар» – порядка ста миллионов тенге.
Но помимо этого горнодобывающие предприятия района отчисляют в республиканский бюджет еще около 20 миллиардов тенге налогов.
– То есть если говорить о бюджете, то Житикара сама себя обеспечивает?
– Если говорить об обеспечении собственных нужд, то вполне. Но на поступающие в местный бюджет средства мы не можем реализовывать проекты развития. Это ремонт и строительство водопроводов, дорог, проекты по газификации. То есть собственные доходы в 2023 году составили 4,6 миллиарда тенге, а расходная часть – уже 8,3 миллиарда тенге. Более миллиарда из которых направили на строительство водоводов.
Совместными усилиями
– Вы в Житикаринском районе работаете уже почти три года. Какие достижения вас особо радуют?
– В первый год при знакомстве с двумя крупными компаниями предложил им поддержать спортивную инфраструктуру района и в рамках меморандумов по одному мини-футбольному полю устанавливать в черте города. Мы из бюджета должны были ставить по два поля.
Нам уже удалось поставить восемь таких спортивных объектов в Житикаре, в том числе один в Забеловке.
Еще один плюс – реконструкция стадиона «Жігер», деньги на строительство которого выделило ТОО «Комаровское горное предприятие». Мы также строим легковозводимый спортзал ангарного типа за счет средств фонда «Қазақстан халқына».
– А запуск поезда Житикара – Астана?
– К этому вопросу в первый год скептически отнесся. Но инициативная группа сумела доказать его необходимость. Они большие молодцы. В итоге мы совместными усилиями при участии депутатов районного маслихата и мажилисменов добились запуска поезда. Но возник вопрос с грузоперевозками. В Житикару от станции Тобол идет одна железнодорожная ветка. Составам с рудой и другими грузами теперь приходится дольше ждать, пока пройдет пассажирский поезд.
Возможно, со временем придем к тому, чтобы построить второй путь. Наверняка это случится тогда, когда наш район в разы увеличит грузопоток. Сегодня все горнорудные компании возят руду вагонами. Щебеночный завод рассматривает возможность покупки железнодорожного тупика. По линии сельского хозяйства элеватор возит. И у нас появился инвестор, который хочет поставить еще один мини-элеватор с производством кормовой муки.
– Ваш район в части логистики считают тупиковым. Перспективы есть?
– По нашей территории проходят две дороги республиканского значения: Житикара – Муктиколь – граница Оренбургской области, а также Житикара – Чайковское – Бреды. Сегодня в этих двух направлениях грузопоток до тысячи машин в месяц. Чтобы изменить ситуацию, нужен ремонт. Мы ждали реконструкции дороги Муктиколь – Комсомольское – граница РФ, но конкурс на три миллиарда тенге выиграл недобросовестный подрядчик. Сейчас на первый план выходит дорога Чайковское – Бреды. На 2024 год, по предварительной информации, выделяют миллиард тенге на проведение среднего ремонта 24 километров. Если проект реализуют, мы это сразу ощутим. И не только благодаря возросшему грузопотоку. Один предприниматель еще пять лет назад взял землю и хочет построить на этом направлении кемпинг.
Смена вектора
– Индустриальная зона Житикары. Проект не самый удачный, но это имущество необходимо использовать. Каковы планы?
– Проект по сей день не завершен. Он сразу не получил полного объема финансирования, а после удешевления не нашлось подрядчика, который готов был бы взять на себя ответственность за весь объем проделанной работы. На индустриальную зону затратили около 400 миллионов тенге.
Теперь мы разыгрываем конкурс на разработку проекта на консервацию объекта. Другого законного пути нет. Провести консервацию планируем уже в будущем году. Думаем в последующем передать эту землю для строительства ИЖС. Коммуникации уже есть: вода, газ, электричество.
– Есть потребность?
– У нас в очереди более 250 человек.
– В Житикаре подорожало жилье. Для вас это показатель чего?
– Тут внешние факторы сыграли. Когда в 2021 году разрешили использовать излишки пенсионного фонда на покупку жилья, в целом по Казахстану его стоимость выросла. В Житикаре была и вторая причина – приобретение квартир за счет бюджета для социально уязвимых семей, состоящих в очереди. Есть установленные нормы стоимости одного квадратного метра. Более низкую цену мы ставить не имеем права. Когда осенью 2021 года к нам пришли деньги на покупку десяти квартир, то эта цена оказалась порядком выше, чем на рынке города.
В этом году за счет районного бюджета уже купили 11 квартир, еще 14 за счет республиканского бюджета. Но платим мы по-прежнему больше. Что касается строительства кредитного жилья, то люди не готовы платить дороже. Дешевле чем за 240 тысяч тенге за квадратный метр дом не построить. Его не будут покупать, когда на местном рынке есть предложения по 150-160 тысяч тенге за квадрат.
– Коммунальные блага и доступ к коммуникациям – одни из ключевых условий для развития бизнеса. Город готов предоставить воду, тепло, газ?
– Есть свободные мощности. Это десятки гигакалорий и киловатт/часов, тысячи кубов воды и стоков. Но по газу свободных мощностей нет. Это определенная сложность в привлечении инвесторов. Газом отапливать помещения у нас почти в три раза дешевле, чем подключаться к центральному отоплению. Все из-за высокого тарифа. Потому строительство газопровода со стороны Актюбинской области придаст новый импульс развитию и нашего района.
Перспективы
– Чего еще не хватает Житикаре, чтобы сделать рывок в развитии?
– Таких факторов несколько. Один из главных – погодноклиматические условия. Три года подряд была засуха, которая пошатнула финансовую стабильность наших сельхозпредприятий. Плюс более 50 тысяч гектаров пашни после банкротства одного крупного агрохолдинга несколько лет не обрабатывали. В этом году виды на урожай были хорошие, но три недели дождей привели к тому, что урожайность упала почти в два раза до в среднем семи центнеров с гектара. Аграрии серьезно потеряли в цене – все зерно внеклассное.
– А животноводство?
– Есть поголовье мясного направления в нескольких крупных хозяйствах. ТОО «Жасыл ел-2008» работает как племенной репродуктор. Здесь 500 голов маточного поголовья казахской белоголовой.
В перспективе некоторые хозяйства задумываются над созданием молочно-товарных ферм, но для этого нужна кормовая база. Сейчас КХ «Шаденов» и ТОО «Забеловка» начали проектировать систему орошения. Каждый под эти цели хочет отдать по 700 гектаров. Если в 2024 году проекты реализуют и получат первые результаты, то на 2025-2026 годы будут думать о строительстве МТФ на 400 и 600 голов.
– То есть без обустройства орошаемых полей наращивать поголовье рискованно.
– Это невозможно. ТОО «Степное» и «Шандыколь» пять-семь лет назад имели стада более двух тысяч голов каждое. Но засуха и болезни сыграли свою роль. Сегодня у одного тысяча голов, у другого – около пятисот. И они тоже подумывают об орошении.
– И все-таки район известен именно недрами.
– Наши месторождения – это второе перспективное направление развития. У нас богатые залежи никель-кобальтовых руд. В начале 2022 года начали геологоразведку, но оказалось, что компания незаконно получила соответствующие разрешения. Сейчас эти земли свободны, идет поиск инвесторов.