Жанибек УСПАНОВ, специалист по связям с общественностью Республиканского центра по координации трансплантации и высокотехнологичных медуслуг, приехал в Костанай, чтобы встретиться с врачами и обсудить проблемы трансплантологии.
– Цель моего визита – информационно-разъяснительная работа по теме развития донорства и трансплантации органов. В листе ожидания на органы в стране находится порядка четырех тысяч человек. Девять из каждых десяти – люди, ждущие почку. Это на самом деле очень большая цифра. Она накопилась за последние ковидные годы. До 2017 года трансплантация органов активно развивалась. Сегодня снова хотим поднять вопрос о донорстве.
– Какой именно?
– Дефицит донорских органов. А все потому, что население плохо осведомлено о донорстве, плюс законодательные коллизии. В Казахстане вы можете заявить о согласии на посмертное донорство через поликлинику или самостоятельно на портале egov. При этом решение можно менять неограниченное количество раз. Но ваше согласие, по сути, не играет никакой роли, так как по закону медикам необходимо спрашивать разрешение родственников на изъятие органов для трансплантации. Даже если вы при жизни дали согласие. В 90 процентов случаев родственники откажут. Их можно понять: они в стрессе, а тут еще решать вопрос о трансплантации. Этот фактор тормозит развитие трансплантологии. Поэтому Минздрав рассматривает вопрос по внесению изменений в Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения». Планирует вернуть норму согласия в чистом виде.
– Сколько сегодня тех, кто живет благодаря своевременной трансплантации?
– Порядка двух тысяч человек. Статистика такова, что 85 процентов трансплантаций – операции, сделанные при живых донорах (когда родственники делятся почкой и т.п. – Прим. авт.). Из 195 потенциальных доноров родственники только пяти согласились на изъятие органов. Во всем мире ситуация обратная: 85 процентов – посмертное донорство и только в 15 процентах случаях – при живых.
– Как часто проводят в стране пересадку органов?
– В этом году было пять актуальных доноров, пересадили 12 органов. Это мало. Раньше делали в разы больше.
– Предлагают купить вашему центру органы?
– Есть такие обращения в соцсетях. Но даже реклама этого – уголовно наказуемое деяние. И чаще всего это молодые люди, которые таким способом хотят заработать деньги по-быстрому, например, купить айфон. Разговариваем, объясняем.
– Вы первый человек в Казахстане, кому сделали пересадку сердца. Что вы бы сказали тем, кто еще не определился с позицией по донорству?
– Я родился здоровым и не думал, что со мной может что-то подобное случиться. Никто не застрахован от ситуации, когда вам или вашему родственнику потребуется трансплантация. Во главе угла – спасение жизни человека. Пациенты, перенесшие трансплантологию, возвращаются к полноценной жизни, могут учиться, становиться родителями, заниматься спортом. Есть некоторые исключения. Но это малая плата за жизнь. Зато не придется сидеть на шее государства или работодателя. А еще донорство не противоречит религиозным постулатам. Сегодня спасли меня, завтра, возможно, вас.