Целевое пособие «упало» на карту. Но получатель не выходила на связь. Уступила соблазну истратить деньги по своему усмотрению? Если бы так, наша история могла на этом закончиться. Но не закончилась.
Маркер качества жизни
История маленького человека, много раз пересказанная по цепочке, дополнялась новыми участниками. Елена – одинокая женщина (муж остался в прошлом), передвигается на костылях, страдает рассеянным склерозом, с нею двое несовершеннолетних детей, живет в общежитии, теряет зубы – не может толком есть, разговаривать, улыбаться. Не в наших традициях волноваться по поводу улыбки. Но сейчас это маркер качества жизни. Красиво улыбаетесь – живете в благополучной стране. И если бы не плотная опека Елены – отдел занятости и соцпрограмм города Костаная, областного Альянса женских сил, в его составе городского гендерного центра, – в фокус повествования не попали бы многие важные вещи. Перечислим их по ходу. Первое: содействие.
– Гендерный центр – некоммерческая организация. Мы не получаем специального финансирования, но часто объявляем целевые сборы для женщин в трудных ситуациях, обращаемся за помощью к спонсорам, – рассказывает руководитель центра, член Общественного совета Костанайской области, индивидуальный предприниматель, мать троих детей Юлия Бубнова. – Я возглавила центр в начале года. Чтобы решить проблему Елены мы подключили много ресурсов и прошли с нею по всем ступенькам.
– Часто ругают акиматы, что там не могут дойти до проблем конкретного человека. Но это и нереально, – говорит Римма Бектурганова, председатель Альянса женских сил Костанайской области. – Есть задачи, которые только акимат способен решить, в том числе легитимировать ту или иную общественную работу. И есть, например, наш Альянс, и в его составе гендерные центры, помимо Костаная, в шести районах, куда могут обратиться за помощью и с верхов, и с низов. Не получается помочь самостоятельно – обращаемся, прежде всего, в акиматы. В случае с Еленой, и не только с нею, помогла Акбопе Манатова, руководитель отдела занятости и соцпрограмм акимата Костаная. Хватило 15 минут, чтобы выяснить все о справках. Собрать пакет документов необходимо, и это не бюрократия.
Мелочи соблазна
Юлия Бубнова пояснила, что бюджет не предусматривает средств для инвалидов на протезирование зубов, но на их лечение деньги заложены. Елене помогли написать заявку, получить финансирование – 170 тысяч тенге. После этого женщина несколько дней не выходила на связь. Только она сама имела право из этого пособия оплатить услуги стоматолога: помощь целевая и адресная. В Альянсе нервничали, и не в сумме дело. На кону стояли характер и порядочность подопечной. Наконец она позвонила Римме Чингисовне: могу ли я 20 тысяч потратить на другое?
– Нет, не можете. Делаем зубы, – таким был ответ.
Жесткость – не жестокость. Все участники этой истории знали, что потребуются и другие ресурсы, распылять их на первом же этапе не позволили. Из одного источника Елена получала деньги на оплату такси. Ездить надо было не раз и не два. В клинике, когда она приезжала, женщину ждали с инвалидной коляской. Информация от докторов стекалась к Юлии Бубновой и Римме Бектургановой.
Стоматологи предупредили, что имплантанты противопоказаны при рассеянном склерозе. В клинике «Крокус» врач Наталья Швидко и ассистент Сауле Жусупова начали с первичного лечения и подготовки «осколков» зубов к протезированию. Физиологические нюансы пусть никого не смущают. Новые зубы – своего рода чудо рук человеческих, а в данном случае, и душ.
– Долго искали, кто поможет с протезированием, – рассказывает Юлия. – Отозвалась клиника «Одонтик». Не в первый раз врачи Фатиля Макенова и Виталий Олексюк участвуют в таких акциях. Фатиля Каримовна, например, берется и за онкологических больных, нуждающихся в стоматологической помощи. Это, мягко говоря, большая редкость. Елене она закончила подготовительное лечение, сделала большую скидку на тариф, а если точно, то мы заплатили только за материалы, а работа всех докторов – это их душевный порыв.
Если завтра к нам с просьбой о зубах обратятся, к примеру, десять женщин-инвалидов, мы не потянем. Но теперь у нас есть алгоритм. Мы знаем, что бюджет может оплатить лечение зубов, компенсировать средства, затраченные на покупку медикаментов по разным программам для инвалидов. Об этом должны знать и те, кто нуждается в помощи. Людям не хватает информации. Надеюсь, что эта история станет для кого-то открытием.
Кто в политику, кто в социалку
«Альянс естественным образом разделил устремления женщин-участниц на политические и на социальные, – говорит Римма Бектурганова. – Это усиливает роль организации в обществе, дает возможность заниматься в том числе практической работой. Нас уже немало, и мы чувствуем свою нужность в разных сферах. Скажу откровенно: среди тех, кто входит в Альянс, нет слабых, малообеспеченных женщин. Они берутся решать чужие проблемы, потому что собственные уже остались позади».
Многие люди, попадая в трудную ситуацию, слишком быстро с нею смиряются, считает Римма Чингисовна. Привыкают к своему положению. Теряют мотивацию, зависают в неразрешимых проблемах. Кроме гендерных, нужны и психологические центры, чтобы преодолеть боль, неуверенность, развернуть человека лицом к себе. Тот же госзаказ бюджету обойдется не дороже, чем недоразвитие семьи, личности, общества.
Вместе
Если бы Елена сама пыталась (она не пыталась) заняться протезированием, вряд ли у нее это получилось бы. С ее болезнью, с костылями, страхом перед «важными персонами» она предпочла бы отрицательный статус-кво любой из надежд. Минувшим летом в сильную жару сестра забрала ее из общежития в село, чтобы подышала свежим воздухом. Тогда у нее впервые и состоялся контакт с гендерным центром. Юлия рассказывает:
– Елена типичная, плюс-минус, женщина с трудной биографией. Мне – до сорока, и ей примерно столько же. Но она до последнего не верила, что ей помогут, что зубы у нее будут. Нервы, конечно, отняла, сейчас можно и засмеяться...
Елене сообщили, что ее ждут в клинике в такое-то время, но если она не в городе, стоматологи согласились перенести прием на другую дату, ждать ее возвращения. Женщина к такому обращению не привыкла. Может, в этом и заключается главная миссия Альянса – сделать шаг из отрицательного статус-кво вместе с «маленьким человеком». И вместе с ним идти дальше.
Есть алгоритм
На вопрос, какой запас сил у Альянса женских сил (это не каламбур), Юлия ответила:
– Если завтра к нам с просьбой о зубах обратятся, к примеру, десять женщин-инвалидов, мы не потянем. Но теперь у нас есть алгоритм. Мы знаем, что бюджет может оплатить лечение зубов, компенсировать средства, затраченные на покупку медикаментов по разным программам для инвалидов. Об этом должны знать и те, кто нуждается в помощи. Людям не хватает информации. Надеюсь, что эта история станет для кого-то открытием. Мы посмотрели на Елену с новыми зубами – совсем другая женщина. Должна восстановиться артикуляция, она сможет нормально говорить, а это потенциальная возможность работать из дому, зарабатывать, о чем она сейчас только мечтает.
– Присылает видео, фотографии, во весь рот улыбается. Зубы не самые дешевые – настоящая металлокерамика. Мы все испытали восторг, – говорит Римма Бектурганова. – Те женщины, которые помогли Елене, своим личным победам так не радовались, как этой улыбке.
гендерным центром г. Костаная