Семья пенсионеров из Карабалыкского района опасается, что им придется оплачивать ремонт машины, которая сбила их лошадь.
Улбосын и Амангельды БЕРДЕНОВЫ из села Научного почти полгода пытаются забыть еще один тревожный для них день – 1 июля. Мужу 70 лет, единственной его отдушиной после смерти всех троих сыновей стали лошади. Их у него было три – две взрослых и один жеребенок. Лошадями Амангельды занимался всю жизнь. А в последние годы они и вовсе стали частью семьи.
1 июля жеребенка сбила машина. Виновным в совершении административного правонарушения признали владельца животного. По ст. 408 ч. 2 КоАП РК (нарушение правил выпаса сельскохозяйственных животных) он выплатил штраф – 15 тысяч тенге. Жеребенок, к счастью, остался жив, хромал некоторое время, но потом все же удалось поставить его на ноги.
За рулем авто по документам был житель соседнего села. Хотя сам Берденов утверждает – это не так, вела машину жена. – Полуторамесячный жеребенок находился недалеко от своей матери-лошади, которая была привязана возле обочины, и ел свежую травку. Любой ветеринарный врач подтвердит, что жеребенок далеко от матери не отходит, так как сосет молоко. ДТП произошло в зоне действия предупреждающего дорожного знака «Перегон скота», в дневное время, при хорошей видимости, – вспоминает пенсионер. – Кроме того, есть свидетели, которые могут подтвердить, что авто управляла именно женщина, а не ее супруг, отправленный на освидетельствование.
Амангельды Берденов уверяет – соседи молчат, потому что боятся мести этой женщины. Поделились этой информацией только с Берденовыми. Пенсионер уверен – протокол составлен неверно, и он изначально это понимал, но участковый заверил его в день ДТП, что ничего ему за это не будет. Действия участкового Амангельды пытался обжаловать в районном суде, написав жалобу. Но все осталось как есть. Областной суд решения не изменил.
– Суды первой и апелляционной инстанции основывали свои заключения на том, что я добровольно уплатил штраф и подписал протокол. А в нем указано, что мне якобы были разъяснены права и обязанности. Участковый инспектор не вызвал сотрудников дорожной полиции, при этом самостоятельно составил схему, которая вызывает сомнения. Не был составлен протокол осмотра места происшествия. Участковый сказал дословно: «Распишитесь, вы ни в чем не виноваты, и вам за это ничего не будет. Просто завтра нужно съездить в райцентр оплатить штраф. Если вы не оплатите, за вами приедут и в наручниках увезут». Я по незнанию законов, своих прав в силу возраста и испытывая чувство растерянности, поверил на слово представителю власти. Естественно, я, как человек обязательный, незамедлительно наутро поехал в Карабалык и оплатил штраф, – рассказывает пенсионер.
Уже в августе эта история вынудила Амангельды Берденова продать всех лошадей, поправившегося жеребенка тоже. Слишком неприятный осадок остался. Но оказалось, что на этом дело не разрешилось
Владелица авто подала гражданский иск в суд о возмещении материального ущерба за ремонт машины. По закону логично – ведь правоохранители определили виновного. Однако пенсионеры с этим решением не согласны – по их мнению, в степени виновности все же стоило разобраться. Амангельды Берденов недоумевает – если и сейчас суд примет решение не в их пользу, то чем они будут расплачиваться?
Сейчас в Карабалыкском районном суде рассматривают гражданское дело о возмещении материального ущерба, причиненного ДТП. Сумма ущерба – 700 тысяч тенге.
– По моему мнению, в заключении об оценке указаны повреждения, которые уже были у автомобиля до случившегося. Я бы хотел, чтобы провели независимую экспертизу. Дело в том, что в протоколе участковый указал, что мне не требуется защитник. Но ведь каждый имеет право на получение в ходе административного производства квалифицированной юридической помощи.
Согласно ст. 749 Кодекса об административных нарушениях, участие защитника в производстве по делу об административном правонарушении обязательно в том числе и в случаях, если об этом ходатайствует лицо, привлекаемое к административной ответственности.