Отцы и дети
Светлана Калинина убирала во дворе, а когда бросала мусор в контейнер, то увидела икону. Двор дома на пересечении улиц Пушкина – Дулатова, напротив школы №2.
– Антиквар к нам приходил во двор и оставил свой телефон. Он знает, что в мусор люди сейчас выбрасывают многие старые вещи. Потому, наверное, и обходит дворников. Иногда я нахожу даже серебряные и золотые украшения в контейнерах. А бывает, что и деньги, – рассказала Светлана. – Про книги и говорить нечего.
– А что с иконой?
– Антиквару и отнесла ее. У нас своя икона в доме – Богоматерь с младенцем. Привезла сестра из Беларуси, когда приехала в Кустанай, на целину. С тех пор и висит на стене. Сестры давно нет, а икона напоминает о ней.
– Удивительно, что люди бросают в мусор золото и серебро...
– Эх, знаете, чего только не видела. Молодежь-то ведь какая пошла? Не знают цену вещам. Получат квартиру от бабушки или дедушки, и все скопом выбрасывают. Не разбирают даже вещи. Но сейчас все же поменьше нахожу ценных предметов. Раньше было больше.
– Беднее, значит, стали люди?
– Значит, беднее...
– Я корреспондент газеты «КН». Пишу материал на полосу «Волшебная история». У вас в этом году случалось волшебство?
– Знаете, каждый день волшебный. Проснулся утром, жив-здоров. Разве каждый новый день не волшебство?
Не продаётся
Антиквар Дмитрий Шумилин купил икону и рассказал о ней:
– Икона старая. Середина XIX века – судя по письму и дереву. Изначально икона не была дорогой. Простая. Письмо иконы на уровне храма или крупной церкви. На мой взгляд, это была работа какой-то частной мастерской. Мастер – простой художник-иконописец. Не Андрей Рублев, если говорить просто. Есть дефекты в правом нижнем углу. Здесь заметна очень большая утрата рисунка иконы. От времени она потускнела и потеряла свой былой вид.
– Дмитрий, вы как будто пытаетесь обесценить стоимость иконы? Даже странно для антиквара: ваша задача ведь продать ее?
– А я ее и не продаю. Мне просто стало жаль такую духовную ценность. И, конечно, эта история с мусоркой. Я не могу понять человека, который мог такое сделать! Если честно, страшно жить в городе с таким человеком.
Дмитрий Шумилин, уроженец Костаная. Но воспитан в Санкт-Петербурге. Здесь он получил образование в Политехническом университете. Также стал чемпионом города в пауэрлифтинге. Вернулся в Костанай и принес с собою часть великого города на Неве и, вообще, истории. Дмитрий поддерживает связь с антикварами Москвы и Санкт-Петербурга. Они и помогли атрибутировать икону (атрибутировать – определить признаки, дату предмета, произведения искусства). Товарищи Дмитрия не определились: одни утверждают, что икона не середины, а начала XIX века.
– Это Спас Вседержитель, кажется?
– Похоже на то. Спас Вседержитель ведь представляет собою широкую горизонталь изображений.
Спас Вседержитель
Спас Вседержитель, также Пантократор (др. греч. – «всевластный, всесильный, всемогущий»), – центральный образ в иконографии Христа, представляющий его как Небесного Царя и Судью. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Заветах. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс или погрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая, обычно, в благословляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в иконостасах, стенных росписях. Этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма. На иконе, найденной в мусорном контейнере Костаная, много царапин. Видно, что полотно изображения подверглось испытаниям за свои 200 лет существования. На обратной стороне иконы какие-то слова.
– Не могу разобрать их. А ты расшифровал?
– Какой-то сумбур, – отвечает Дмитрий. – Ничего не разобрать цельного.
– Ихфокивиу, волову, Си – не разобрать букву – Са. Будто заклинание какое-то...
– Тогда уже лучше и не читать, – замечает Дмитрий.
– Ихфокивиу, волову в голове творится у тех, кто смог выбросить в мусор икону. И дело даже не в том, что она старинная.
– Кто-то другой веры, может быть? – пожимает плечами Дмитрий
– Бог ведь один. Просто называют его разными именами.
– Мне можно не рассказывать. Я это знаю. Если бы другие поняли, наверное, и войн на земле было бы поменьше. Кстати, принесли мне в этом году Георгиевский крест III степени. И даже историю его знаю.
Георгиевский крест
Здесь важно отметить, что законом запрещены продажа и покупка медалей и орденов советского периода. Особенно, это, конечно, касается наград Великой Отечественной войны. Награды дореволюционной Российской империи – не входят в категорию запрещенных.
– Николай Окунев, получил крест III степени в 1915 году. Выполнен из серебра. Примерный его размер – спичечный коробок. На обратной стороне в кружочке изображен Георгий Победоносец, сражающий дракона. Или змия. Интерпретаций много.
– Гада, в общем.
– Да, гада – на том договоримся. Награжден ефрейтор Николай Окунев был 5 марта 1915 года за успешную разведку в районе села Сташковка. Могли застрелить, взять в плен. Но он не попался, вернулся к своим и рассказал о боевом положении противника. Надо здесь заметить, что в Первую мировую войну военные позиции были очень плотными. Позиционная война потому так и называлась: все было изрыто сплошными линиями траншей и окопов. И мышь не проскочит. А вот Николай Окунев умудрился проскользнуть и вернуться обратно.
– Наверное, с Николаем Окуневым была какая-то икона...
– Наверняка была...
– Дмитрий, а случалась ли в этом году с тобою какая-то волшебная история?
– Кроме иконы и креста Георгия? Часы мне принесли XIX века. Московский завод. Очень красивые часы. Тоже им 200 лет, а еще шагают и шагают…