С 1 января этого года началось поэтапное введение обязательных пенсионных взносов работодателей. За кого? Сколько? За всех ли? Об этом «КН» спросили лично у министра труда и социальной защиты населения РК Светланы ЖАКУПОВОЙ.
Для поддержки
Старт с 1,5% и до 5% к 2028 году. Таким образом, по мнению создателей этого соцпроекта, казахстанцы ко времени выхода на заслуженный отдых будут обеспечены дополнительной накопительной пенсионной выплатой. Это необходимость, так как на пенсию уже выходят те, у кого в силу возраста не хватает стажа до 1998 года. Это значит, что нельзя рассчитывать на полноценную солидарную (читай от государства. – Прим. авт.) часть пенсии.
А те, у кого стаж до 1998 уже будет ноль, пенсия сложится из базовой – от государства, накопительной – за счет своих отчислений в Единый накопительный пенсионный фонд, и условно-накопительной – взносы в ЕНПФ работодателей.Стоит отметить, что расходы работодателей по уплате ОПВР в соответствии с Налоговым кодексом РК отнесли к вычетам из налогооблагаемого дохода. Поэтому нагрузка на работодателя, как заверяют специалисты минтруда, останется на приемлемом уровне.
Платить за всех
Однако вопросов на этот счет возникло немало. У «КН» была возможность задать их непосредственно министру труда и социальной защиты населения РК Светлане Жакуповой. Она с рабочей поездкой посетила нашу область в конце ушедшего года. Встретилась с работниками некоторых предприятий, согласилась и на импровизированный брифинг со СМИ.
– Первоначально, когда разрабатывали систему обязательных пенсионных взносов для работодателей, говорили о том, что она распространяется только на тех, кто на 1 января 1998 года не имеет трудового стажа, – отметил корреспондент «КН». – На официальном сайте минтруда за последние полгода появлялось немало информаций, противоречащих друг другу: то всех это касается, то только тех, у кого маленькие зарплаты, то тех, кто мало накопил в пенсионном фонде... Так за кого в итоге должны теперь платить обязательные взносы работодатели?
– Работодатель будет платить, подчеркну, буквально за всех своих работников, с кем он состоит в трудовых отношениях. Даже договоры гражданско-правового характера будут учитывать. И, соответственно, нельзя делить работников на тех, кто на 1 января 1998 года имел стаж менее шести месяцев и тех, у кого этот стаж больше. Поэтому, с кем работодатель на сегодняшний день состоит в трудовых отношениях, за того он обязан перечислять эти новые взносы.
– Каждый год одно и то же: повышают пенсии – повышают и цены в магазинах. Эта зависимость когда-нибудь прервется? Кто-то может на это повлиять? Или государству и предпринимателям это выгодно? Вы, общаясь с рудничанами, заверили, что у работников горной промышленности вполне возможна пенсия в 300-400 тысяч тенге. Какие же тогда будут цены?
– Правительство работает над этим вопросом. Так, мой коллега, министр экономики докладывал о том, что по уровню инфляции проводят планомерную работу. И снижение этого уровня на сегодняшний день – это тот показатель, который как раз демонстрирует эффективность этой работы.
Да, очень много фактов, которые поражают: когда наши предприниматели на спросе делают цену. Поэтому здесь нужно работать всем фронтом. Эти же предприниматели являются супругами получателей этих больших выплат в 300 тысяч тенге. Потому у нас должна быть культура в обществе. И большую разъяснительную работу нужно проводить среди населения постоянно: нельзя на своих же делать деньги. Нужно осознавать ту самую социальную ответственность.