Зимняя непогода часто берет людей в плен. К сожалению, их не всегда находят живыми. Но буквально недавно два поиска подряд завершились так, что невольно начинаешь верить в чудеса. Волонтеры на этот раз поддерживали информационно. Почему они не всегда могут оказать помощь физически и что советуют делать тем, кто оказался в экстремальной ситуации, рассказали Алексей ПОЛЯК и Владимир ШАУФЛЕР – информационный организатор и инструктор поисковых работ ДКСО «Регион 10».
Чем быстрее, тем лучше
Двоюродные братья Алексей и Владимир работают на мебельном производстве. Поисками занимаются уже пять лет, с самого основания отряда. Организовать поисковую команду добровольцы решили после трагической истории студентки Даши Махартовой. И время показало – народные силы тоже спасают жизни.
– Если пропал близкий человек, когда можно обращаться к волонтерам?
Алексей:
– Мы работаем только после заявления в полицию. Сейчас нет правила о том, что нужно ждать трое суток. Это большое заблуждение, которое может обернуться трагедией. Чем быстрее вы обратитесь в полицию, тем быстрее мы начнем работу, и тем больше шансов, что по горячим следам найдем человека.
– Но все-таки, надо полагать, есть какие-то временные рамки. Или возьметесь за дело уже после получаса, как человек должен был вернуться, а его нет?
– Возможно, это уже повод для паники, особенно если речь о пожилом человеке или ребенке. Пожилой человек может быть дезориетирован, может, чтото случилось со здоровьем. Ребенок, не исключено, чего-то или кого-то испугался, заблудился, не может попросить помощи у взрослых. Так что, да, бывают ситуации, когда нужно действовать тут же – причем выходить, выезжать на поиски незамедлительно. В некоторых случаях работа начинается с информационной составляющей.
Владимир:
– Собака первые три часа идеально берет след. Вот такая статистика: если люди обращаются до трех часов пропажи, то 98% положительного исхода. До пяти часов – эффективность поиска падает до 70-80%. И чем дольше, тем меньше шансов найти. При поисковом отряде есть две собаки. Овчарка Ева ищет по следу. Проводили эксперимент – ребенок по дворам бегал, собака с точностью его нашла. А если проходит больше, чем три часа, она направление показывает, а точные следы уже теряются. Ева уже взрослая, опытная. Еще есть Мэги, лабрадор. Мэги поисковик-завальщик. Она ищет людей среди завалов.
Алексей:
– Подростки часто уходят из дома. Это может быть и впервые, и постоянно. Родители поднимают панику в любом случае, и это правильно. Если «постоянник», то, как правило, быстро находится, потому что уже отработаны маршруты. И по несколько раз одного и того же человека искали. И это не только с подростками: есть дедушка, который пять раз уходил. Находили, все хорошо.
Несколько лет назад был случай: в метель ушел из дома пожилой мужчина и, по всей видимости, заблудился. Искали волонтеры вместе с родственниками и были рядом с его местонахождением. На следующий день нашли мертвым – мужчина замерз.
СОВЕТЫ ОТ ПОИСКОВИКОВ
Что нужно, если вам никак не избежать нахождения в степи в мороз или метель?
- Теплая одежда, пусть даже она сковывает движения. И компас держите при себе. Если заблудились, ищите низину. Чем ниже, тем теплее, меньше обдувает.
- Увидели свет, идите на него. Свет – это спасение.
- Если на трассе, всеми силами пытайтесь остановить машину. И, по возможности, не оставайтесь поодиночке!
- Да, многие не рискуют останавливаться и подбирать людей на трассе. Но зимой все же будьте внимательнее. Остановитесь, приоткройте окошко, оцените ситуацию. Возможно, человеку нужна помощь. В конце концов, он может быть без связи. На холоде телефон быстро садится.
- Сейчас все знают о штормовых предупреждениях. И все равно едут, причем нередко с детьми и оказываются в экстремальной ситуации.
Собственная безопасность
– Насколько важно делать поиски массовыми? Ведь неопытные волонтеры могут пострадать сами...
Алексей:
– В декабре, когда пропали бабушка с внучкой, у нас было большое желание выехать на место. Но у нас нет нужной техники для такой погоды. Это, во-первых. Во-вторых, да, собственная безопасность. Это важно. Ребята даже на снегоходах из-за метели не поехали. Самое главное при зимних поисках – это погодный фактор. Если в городе, то в любую погоду поедем и будем искать. А за городом, тем более на открытой местности, возможности ограничены. Человек вообще не всесилен, когда один на один с природой.
Владимир:
– Хочется призвать людей быть более бдительными. Последняя ситуация с пастухом возле Аркалыка, которого искали трое суток. По его словам, он шел по трассе, проезжали несколько машин, но никто не остановился. В зимний период в 90% случаев люди теряются, когда буран, метель. Человек выбивается из сил, его клонит в сон, засыпает и замерзает.
То, что пастух выжил – это чудо. Равно как и пастух, который нашелся спустя четверо суток поисков в Мендыкаринском районе. С ним была собака, которая грела его. В степи в метель может спасти только чудо. В прошлом году в Федоровском районе пастух выжил благодаря лошади.
Даже тысяча лошадей не стоит жизни. Ну ушел у тебя табун, зачем за ним идти в буран? Понятное дело, материальная ответственность. Но лошади всегда возвращаются. Это я говорю как бывший сельский житель. Если только их не угнали. А если угнали, ищи – не ищи, не найдешь. Только буран начинается, лошадь поворачивается по ветру, против ветра не пойдет. И будет стоять. Буран закончится, вернется. Ну или выезжайте утром. По темноте опасно.
ЗАМЕЛО МАШИНУВажно слышать
Не надо салон греть до 30 градусов: вы тратите бензин. Завел – воздух теплый пошел – выключил. А вообще, нужно возить с собой обычные свечи. Парафиновые. С ними можно обогреть машину и продержаться даже не один день. Воздуха не хватает – немножко приоткрыли окно, впустили воздух... Отправляясь в зимнюю дорогу, нужно иметь с собой канистру бензина, пусть даже пять литров. А если связи нет в той местности, куда направляетесь, то неплохо, чтобы при вас была сигнальная ракета, сигнальный пистолет. Портативные зарядки для телефона – обязательно возите их с собой. Термоодеяла – они много места не занимают. А еще есть одеяла, шарфы, которые работают от портативной зарядки – очень полезные вещи.
– В теплое время года проще искать человека?
Алексей:
– У летних поисков есть свои сложности. После того как искали Мадину летом 2022 года, мы не берем больше в помощь добровольцев. Это был горький опыт, неуправляемая толпа. Люди приезжали на поиски даже с маленькими детьми. Не слушали поисковиков. С помощью добровольцев ранее искали Руслана Жуванышева. Но там работа была слаженная, организованная. Координация по рации, все друг друга слушали. Но без проблем и тогда не обошлось. Был карантин, город закрыт, и на поиски в район мы вместе с добровольцами выезжали по специальным разрешениям. Но... Пять машин выезжает, до поисков доезжают три. То есть люди пользовались тем, чтобы выехать из города.
Слаженность в действиях поисковиков важнее, чем их количество. Был случай: в городе потерялся мальчик, тоже особенный, уехал на велосипеде. Нашла его преподаватель, которая была на поисках Мадины. Мальчик съехал в лог и не мог выбраться. Она сказала, чтобы была полнейшая тишина, услышала его, он в воде сидел.
– Волонтерам вашего отряда не раз удавалось разыскать людей спустя много лет потери связи с родными...
Алексей:
– Обратилась женщина, муж которой уехал на заработки в Россию и пропал. Последнее местоположение было в Москве, оттуда планировал ехать дальше, но перестал выходить на связь. Через Интернет мы нашли район, в котором его видели в Москве, супермаркет в этом районе, связались с охранником, он его видел, прислали ему ориентировки, он их развесил. Нашли мужчину, с ним все оказалось в порядке.
Были отец с дочерью, которые не общались 20 лет. Наши девчата нашли дочь в России. И такой случай не один.