Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
banner
banner
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
ПОЛИТИКА с Людмилой ФефеловойКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93ПОЛИТИКА с Людмилой Фефеловой

ПОЛИТИКА с Людмилой Фефеловой

ОБСУЖДАЕМ ТЕМЫ:
1. Обязанность быть публичным.
 2. Без острых углов.
ЭКСПЕРТЫ:
1. Римма БЕКТУРГАНОВА, председатель Альянса женских сил Костанайской области, доктор педагогических наук.
2. Дмитрий ЛЕГКИЙ, экс-мажилисмен, профессор КРУ им. А. Байтұрсынұлы, доктор исторических наук.


Р. БЕКТУРГАНОВА: «Быть на виду, конечно, сложнее»

– Римма Чингисовна, давно напрашивается вопрос: в костанайском Альянсе женских сил участвуют жены акимов, других крупных чиновников, депутатов?


– Если ориентироваться на западную политическую культуру, то разница с нами пока очевидна. Как и политическая борьба на Западе идет по другим технологиям, так и заложенный в ментальность институт первых леди у нас воспринимается иначе. Другой культурный код. У них незыблемый порядок на любом уровне: первая леди страны, штата, города. Так же супруги председателя партии или спикера парламента известны народу и находятся в фокусе внимания. В какой-то мере это касается и мужей, если главенствующая роль у жены, но именно «в какой-то мере». На политическом поле в нашей стране заметные партийные персоны, депутаты Парламента и маслихатов – и сами не очень публичные люди...

– Почему?

– Не хотят или не умеют работать открыто, во всеуслышание, хотя народ хочет знать, что они делают на своих постах. Кто их жены, я, как и вы, не знаю, и не могу ничего о них сказать. На какихлибо мероприятиях у нас не принято появляться с женами. Семья не представлена на политическом поле, это якобы в порядке вещей. Но тот, кто идет в политику, во власть, обязан быть публичным.

– Может быть, этим деятели хотят подчеркнуть личную скромность?

– Возьму другой аспект. Яркая политическая жизнь многогранна, семья в ней не на последнем месте в смысле открытости и транспарентности образа жизни. Быть на виду, конечно, сложнее, но это политика, у нее свои правила. Будем оценивать реально: наши акимы больше хозяйственники, чем политики. Точно знаю, что если бы акимом города или района в нашей области стала женщина, она была бы более публичной и, скажем так, политизированной. Пока наши акимы не позиционируют себя как политических лидеров. Чуть-чуть это случилось, когда прошлой осенью мы выбирали акимов четырех районов и одного города. Социальные сети были переполнены агитацией. Ну и что? Выборы закончились, наступила тишина, имею в виду отчеты о выполнении предвыборных программ.

– Среди жен первых лиц исключения имеют место?

– В двух районах жены акимов проявили инициативу, участвуют в работе Альянса – этим они и нас поддерживают, и своих супругов. Назову жен двух акимов Костанайской области – Галину Дмитриевну Кулагину и Ирину Николаевну Садуакасову. В качестве первых леди их не титуловали, но они такими являлись. Народ знал об их общественной активности, о том, как они поддерживают своих супругов. Галина Дмитриевна вела большую благотворительную работу – акимам городов и районов ничего не оставалось, как включаться в этот процесс. Когда аким не успевает в гуманитарных вопросах, первая леди способна закрыть нишу, и таким образом дать сигнал окружению. Благодаря госпоже Кулагиной, многие обездоленные семьи, особенно дети, получили существенную помощь. Это была систематическая работа. Знаю девочку, которую Галина Дмитриевна вела по жизни от школы, вуза и до замужества. Ирина Николаевна – предприниматель с общественной жилкой. Она участвовала во всех выборах от партии, в то время «Нур Отан», провела много встреч с кандидатами в депутаты на своем предприятии, у нее говорили и о гендерном балансе в обществе – была своего рода политическая площадка. Журнал «Успешные женщины Костанайской области» отдал ей дань уважения. В Альянсе женских сил свой журнал, в котором мы представляем читателю сильные имена, узнаваемые.

– Римма Чингисовна, в истории многих государств, казахстанской в том числе, участие семьи в политике оборачивается и негативной стороной.

– Не надо бояться, я так считаю. Открываться людям с хорошей стороны, действовать честно – вот что требуется. Негатив может накопиться и вне публичности. Семья в политике мешать не может, могут мешать те или иные мотивы. Это тоже политическая азбука.



Д. ЛЕГКИЙ: «Не спешить с выводами»

– Дмитрий Максимович, случилось так, что депутат Мажилиса от Костанайской области Динара Шукижанова досрочно сложила полномочия. Это прецедент для нашего региона, но пока неясно, с какими последствиями.


– Не будем спешить с выводами. Помните 90-е годы: партии рождались и как мыльные пузыри лопались, меняли названия, исчезали с политической арены. В 21 веке ни одна из парламентских партий не уходила. Все на месте, даже больше стало. Ребрендинг, подчеркну, без смены курса, пережили «Нур Отан» и КНПК. Коллизия долгое время заключалась в том, что новичков в Парламент не пускали.

– Кто это, новички?

– И партии, и депутаты. Перед той или иной политической организацией иметь своих представителей в Парламенте – большая ответственность. Законотворчество ни в какой другой профессиональной среде не предусмотрено. Участвовать в разработке проектов законов можно и с мест, но принимают законы депутаты. Из собственного опыта знаю, что это очень непросто. В принципе, понимаю Динару: менее, чем через год она решила сменить род деятельности, потому что человек из бизнес–структур работает в другом рабочем режиме, а тут сплошное заседательство. Мне в первое время тоже казалось: как прав был Маяковский с его «прозаседавшимися». Но потом я понял, насколько обязательная эта система, как важно в нее вклиниться, вдуматься, понять, что требуется именно от тебя.

– Что требовалось именно от вас?

– В понедельники, вторники, среды – сплошные заседания, то пленарка, то рабочие группы, то объединенные с Сенатом, но они значительно реже, только по сложным вопросам. В четверг–пятницу собираются небольшие рабочие группы, приглашают на рассмотрение депутатов от каждой фракции. Меня постоянно приглашали от одной партии к другой. Мы готовили заключения на представленные законопроекты других рабочих групп, других партий. СМИ, когда освещают парламентскую работу, на партийной принадлежности депутата не акцентируются, как и на авторстве проекта.

– Боятся запутаться, может быть?

– Партии заинтересованы, чтобы их работа в Парламенте доходила до избирателей. Авторское право своего рода. Регионы, откуда вышли депутаты, тоже не могут быть безразличны, кто и как действует – это мое мнение.

– В Костанае довольны своими представителями, как вы считаете?

– Избранники от нашей области из самых достойных. Сразу назову Альберта Рау: сегодня он один из руководителей Мажилиса, а значит, и государства. Вице-спикер – очень высокая должность, думаю, и в Германии положительно отреагировали, что этнический немец пользуется таким доверием. Екатерина Смышляева в числе ведущих законотворцев, к ней прислушиваются, учитывают ее мнение.

– Дмитрий Легкий тоже еще мог бы поработать. Правда, история и студенты – историки только выиграли от вашего возвращения в университет.

– Скажу так: Мажилис тоже не проиграл. Вместо доктора исторических наук Дмитрия Легкого пришел Еркин Абиль, доктор исторических наук, профессор, бывший ректор Костанайского педагогического института. Уж он точно знает все уязвимые места народного и высшего образования. Недавно со своей миссией побывал в КРУ им. А. Байтұрсынұлы. Часто слышим, что наш Юг везде представлен сильнее, чем наш Север. На самом деле дефакто строго регламентируется, чтобы каждая область имела своих представителей. Партийная принадлежность депутатов, количество мандатов определились на выборах. Система не дала сбоев и после последних политических преобразований, когда была упрощена процедура создания и доступ партий в законодательный орган.

– Вы сгладили острые углы, Дмитрий Максимович. Согласны?

– Проблемы парламентаризма, острые углы, как вы говорите, на постсоветском пространстве примерно одни и те же. Мы в Казахстане методом проб и ошибок пришли к той политической системе, которая существует в настоящее время. Так и должно быть.
Людмила ФЕФЕЛОВА bolgerdt@mail.ru 
Просмотров: 16702
Нравится: +2
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше


Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран