Его музыкальный коллектив в последние годы – один из самых успешных в регионе. Что ни концерт – аншлаг. Наш собеседник – Тарас МЫЗИН, главный дирижер и худрук камерного оркестра Костанайской областной филармонии. Так совпало: и руководитель, и коллектив в феврале юбиляры.
Зрителей стало больше
– Какой бы арт-проект за последние пару лет ни подготовил камерный оркестр, он собирает полный зал. В чем секрет успеха? И почему такой всплеск интереса у зрителей именно к этому направлению исполнительского искусства?
– Вопрос непростой. Возможно, сами идеи, которые воплощаем, людям нравятся. С другой стороны, быть может, сказалась пандемия. На хорошую, интересную программу без фишек, которую мы делали до пандемии, приходили настоящие ценители классики. После ковида зрителей стало больше. И люди пошли не только к нам, во все культурные заведения. Народ соскучился по живой музыке, по искусству. И даже, возможно, стал больше ценить.
– Поняли, что жизнь коротка, и нужно все успеть...
– Не исключено. Это была какая-то пауза для нас. Время для размышления о том, что можно интересного сделать, как выйти за рамки. Может, и я творчески повзрослел. Захотелось поиграть и то, и другое.
– Чтобы привлечь массового зрителя в зал, используют фишки. Это касается не только вашего коллектива. Но не принижают ли в таком случае классическое искусство? Легкая попсовость, смена формата – да, это новые грани для творчества. Но не становится ли тот самый хрусталик мутнее? Вот такая дилемма...
– Есть в этом некоторая правда. Но я очень надеюсь: наши зрители и музыканты понимают, что это малая толика. Мы должны играть разную музыку. Время само говорит об этом. В первую очередь нужно привлечь потенциальных зрителей в само здание филармонии, где не только мы работаем, но и много замечательных коллективов. Порой нужны концерты популярной музыки, на которые люди точно придут. Следующая наша задача, которую мы воплощали в прошлом году, – привлечь концертами классической музыки различных эпох. А это уже воспитательный характер творчества.
– Это по принципу профориентации, которая была в советские годы. В вашем случае – музыкальная ориентация.
– Да . Но обязательно найдется зритель, которому что-то не понравится. Мол, это не уровень камерного оркестра. Так происходит, когда мы выходим на сцену с более популярной музыкой.
Задача – воспитывать
– Для зрителей, которые стали ценителями камерного исполнения, мы и провели ряд классических концертов. Проводили их в фойе, тем самым создавая специальную атмосферу. Хотя наш оркестр не совсем в формате камерного, он больше малый симфонический. Поэтому мы можем себе позволить играть разный репертуар. Наша задача – и воспитывать, и просто создавать отличный настрой, когда люди приходят на концерт и получают удовольствие.
– Как это было на караокеконцерте. При этом в соцсетях обязательно нашлись те, кто попытались «уколоть»: камерный оркестр – и вдруг попса... Вас это задевает?
– Нет. Сколько бы мы ни играли, всегда найдутся зрители, которым что-то не так. В этом ничего плохого нет. Мы рассчитываем на массовую аудиторию. У каждого свое мнение и свой вкус. Но! Мы стараемся максимально анонсировать, каким будет наш новый проект. Чтобы зритель понимал, на что он идет.
– А ваш зритель – он какой? Можете его визуально представить?
– Это зависит от того, какую музыку мы играем. Зрителей два вида. На классику приходят подростки, которых привели родители или учителя, и те, кто старше 35, со своим сформировавшимся мнением о музыке, об искусстве. Они очень внимательные, спокойные и достаточно рассудительные. Это в своем роде бомонд. Поэтому такие концерты для нас самые серьезные. Музыку нужно играть... правильно. Соблюдать стилистику, музыкальные средства выразительности. Самое опасное – играть известные произведения.
– Знатоки уже знают, как она звучит?
– Не дай бог не та нотка прозвучит, не та интонация или слегка по стилю не попадем. Лично я готовлюсь к концерту так, что на него может приехать из другого города дирижер в качестве зрителя. Такие зрители очень внимательные, не шумные, не отвлекают, знают все правила поведения.
– И телефоны в зале во время выступления не звонят...
– При мне за год это было всего однажды. А второй вид зрителя – те, кто приходят на популярную музыку. Здесь все возрасты. В этом случае больше вижу людей в каком-то ожидании: что же сейчас будет, какая музыка нас заденет, понравится. Их нужно удивлять. Причем тем, что не делают другие. Я порой посещаю концерты приезжих коллективов, чтобы увидеть, что они создают. И не повторить, сделать свое.
Другая музыка
– По поводу других. В последнее время тенденция: на афише есть название концерта, имена композиторов, сами мелодии – хиты 70-х, шедевры 80-х, саундтреки 90-х. Но, бывает, нет названия коллективов, откуда они. На поверку выходит – «сборник» музыкантов из разных городов. Одним словом, чёс. Гастроли с целью заработать. Становится обидно: цена билетов на концерты наших коллективов в разы меньше, музыка у нас нередко качественнее, а зритель раскупает дорогие билеты на гастролеров...
– Не совсем соглашусь. На самом деле те, кто приезжал, работали хорошо. Достаточно чисто играли, в стиле. А зрителей не всегда полные залы. Последние гастроли пришлось отменять, потому что и вовсе билеты не покупали.
– Музыканты на время чёса уходят из своих коллективов. Настолько малы зарплаты у ваших коллег? Приходится подрабатывать?
– Может, зарплаты, а может, и другое. На таких концертах достаточно молодые музыканты работают. Видимо, амбиции: хочется поиграть другую музыку, нежели ту, что есть в штатном коллективе. Мне на днях сорок лет, и я уже наработал столько всяких направлений, что мне достаточно. Например, либертанго Пьяццоллы – сколько уже ее наиграли, лично я слушать не могу. И поэтому мы его не исполняем. А молодежь хочет все попробовать, им это интересно – саундтреки, эстрадное направление. Пусть играют. Мы коллектив постарше. Много чего уже наиграли – нам нужны другие программы.
– Зрители, думаю, замечают, что в костанайских оркестрах есть одни и те же лица. Музыканты на все коллективы. А значит, к сожалению, дефицит кадров. На ваш взгляд, как можно решить эту проблему? В планах, знаю, собрать в Костанае симфонический оркестр. Как это сделать при нехватке музыкантов?
– В первую очередь нужно приезжих музыкантов обеспечить жильем. Или дать льготы при покупке жилья. На одной зарплате филармонии приезжему не прожить, если он будет снимать квартиру. Да, есть работа с акиматом – мол, нужно создавать условия, чтобы привлечь профессионалов в культуру. – Как насчет – свои кадры выращивать? – Своих выращиваем, но они расправляют крылья и улетают. В Европу, в Россию.
– Но вы-то не уехали! Почему?
– Была такая возможность. Но я вовремя нашел свою нишу. И не поехал никуда, решил себя здесь максимально реализовать, насколько возможно.
– Получилось?
– Получается. Неважно, что живем в относительно маленьком городе, но возможность куда-то съездить, поучиться, набраться новых эмоций, идей есть. Единственное – не хватает добротного творческого общения с маститыми музыкантами. Хотелось бы, чтобы они к нам почаще приезжали. Челябинск недалеко, туда приезжают оркестры Спивакова, Башмета. Да, у них высокая оплата труда, но хотя бы раз в десять лет можно уговорить приехать и к нам. Уверен, здесь бы был такой ажиотаж. И зрители, и музыканты получили бы немало от этого.
– К чему готовитесь? Юбилей на носу!
– Мы готовим большой проект, посвященный 20-летию нашего камерного оркестра. 28 февраля состоится этот концерт. Все силы туда. Программа разноликая. Хотим показать, чего достиг наш коллектив за это время. Идеи не расскажу, но планка высокая. Приходите на наш юбилейный концерт!