Где ставить запятую, смотрите сами. В «КН» пришел ответ из Министерства здравоохранения о том, как получить жизненно необходимую помощь от государства на лечение за границей.
Сведений нет...
И вариантов немного. В номере от 8 февраля этого года вышел материал «Время против жизни». В нем мы рассказали о трудностях, с которыми столкнулась маленькая Айлана Жумабекова, участница благотворительного проекта «Жизнь на ладони». Ей шесть лет, у нее рак крови. Сейчас малышка находится в Турции с папой, проходит химию. На пересадку костного мозга в общей сложности нужно 136 млн тенге. Благодаря неравнодушным людям уже собрано больше 50 млн тенге. Но в целом сумма неподъемная, да и времени мало.
Единственной надеждой разом закрыть сбор было обращение за помощью в ФСМС: есть специальная программа по квотам на зарубежное лечение. Родители говорят, что заявку отправили еще до Нового года, но до сих пор не получили ответ.
«КН» адресовали официальный запрос в Минздрав. Ответ удивил: «С начала 2019 года по настоящее время в «Листе ожидания» ФСМС сведений по пациенту Жумабековой Айлане нет. То есть документы по данному ребенку в ФСМС не поступали. Следует отметить, что на самостоятельно выехавших на лечение в зарубежные медицинские организации за счет личных средств нормы Правил не распространяются».
Напомним, Айлану повезли на лечение в турецкую клинику не просто так. Когда ей было два года, она уже проходила химию в республиканской клинике. Но во время лечения врачи не обнаружили генетическую поломку. Врачи в Турции уверяют: это и привело к рецидиву спустя четыре года. Поэтому родители отказались повторно лечить дочь в той же клинике. И приводят эти аргументы во всех государственных медорганизациях, но ответ один: отказались от бесплатного лечения в Казахстане – дело ваше. «КН» адресовали в Минздрав вопрос и о том, стоит ли рассчитывать на финансирование лечения за границей из госбюджета, если у нас операции делают, но практика небольшая или есть риск неблагоприятного исхода. На что нам ответили обтекаемо и не вполне понятно: «Направление на лечение за рубеж пациента осуществляется в соответствии с действующим законодательством». Ни о каком индивидуальном подходе речи не идет.
Всё равно ждать
В материале «Время против жизни» мы напомнили и историю Анны Прутниковой (на снимке) из Костанайской области. Она ждет очереди на новую почку. Долгое ожидание медленно убивает таких пациентов. И семья Анны нашла выход – связалась с клиникой в Беларуси, где пересадку смогут сделать в считанные месяцы: их законодательство позволяет... Конечно, за большие деньги.
Семья Анны пробовала вести сбор самостоятельно, но идет он очень медленно. Обратилась в ФСМС, там отказали. Объяснили тем, что есть альтернатива – гемодиализ. Хотя работающий орган и многочасовое очищение крови аппаратом – совсем не одно и то же.
«Нехватка органов для трансплантации остается острой проблемой во всем мире. Граждане Казахстана при выезде за рубеж будут вынуждены также ожидать донорский орган. При распределении органов для трансплантации приоритет будет на стороне граждан своей страны при условии соблюдения остальных необходимых требований (групповая, тканевая, индивидуальная совместимость). По информации РГП на ПХВ «Республиканский центр по координации трансплантации высокотехнологичных медицинских услуг», в настоящее время в листе ожидания состоит 3961 человек. В случае выявления совместимого органа от потенциального посмертного донора пациенты будут приглашены для пересадки», – прокомментировали в Министерстве здравоохранения.
С учетом, что в нашей стране действует, но не работает презумпция согласия на посмертное донорство, проблема с каждым годом становится все более острой. Кроме того, трансплантологи не соглашаются даже проводить тесты на совместимость, если прижизненный донор не кровный родственник. Хотя по закону это не запрещено. Да, можно обжаловать эти отказы в суде и потратить на это драгоценные месяцы жизни. Но кто будет так рисковать, когда помощь нужна здесь и сейчас? По крайней мере в нашей области таких прецедентов не было...