Она замечает, как меняются зрители – что им по вкусу, а что «горчит». Она знает все о закулисной жизни. При этом остается в тени тех самых кулис. Наша собеседница – Наталья ГРЯЗНОВА, заведующая концертным залом Костанайской областной филармонии им. Умурзакова.
Подснежники – не по райдеру
– Наталья Владимировна, вы уже десять лет как хозяйка самого большого концертного зала в области. На первый взгляд это работа-праздник – постоянно среди творческой элиты, постоянно концерты, жизнь на позитиве. А на самом деле?
– Прежде всего, это коллективная работа. В команде – операторы по свету, звукорежиссеры. Без них не пройдет ни одно мероприятие. Сегодня наш зал – один из лучших в Казахстане по оборудованию. Это отмечают и столичные музыканты, и зарубежные артисты. А если приезжие гости, то масса дополнительной работы – встретить, организовать саунд-чек, гримерки должны соответствовать требованиям. Здесь важна коммуникабельность.
– И работа со зрителем, надо думать, в числе первых.
– Конечно. До Дворца молодежи я работала во Дворце спорта, и тоже десять лет. Всегда стараюсь пригласить на концерты наших особенных зрителей – это члены общества инвалидов. С концертами наших артистов – без проблем, но и на любом коммерческом арт-проекте договариваюсь с организаторами, убеждаю, что таким зрителям должны предоставить возможность посещения. Когда маленький ребенок с особенностями приходит с мамой и говорит, что хочет попасть на концерт, а бывают очень дорогие билеты, не могу отказать. Отмечу, что в последние годы все организаторы идут навстречу.
– А что значит сегодня «дорогие билеты»?
– На наши мероприятия, костанайские, цена билетов приемлемая – две-три тысячи тенге. А вот на приезжих минимальная цена начинается с пяти тысяч, особо звездные гастроли – от 15 до 50 тысяч и выше.
– Кто оказался самым дорогим гостем?
– Валерий Меладзе. На него стоимость билета доходила до ста тысяч.
– Чем «дороже» артист, тем и райдер его изощреннее? В гримерке должны быть занавески охристого цвета, пахнуть должно только горной лавандой, а на столике должны быть свежесобранные подснежники... Так бывает? (Общий смех).
– Таких требований, к счастью, не было. В основном райдер исполняют те, кто привозит артистов. Но и мы стараемся угодить. Кстати, чем больше звезда, тем меньше этих «неожиданностей». И казахстанские, и российские артисты – все как один очень довольны нашим залом, всех устраивают условия. И очень довольны нашими зрителями: «Замечательные, добродушные, открытые, благодарные!» – такими эпитетами награждают костанайцев те, кто работает на сцене.
Когда артист благодарен
– Самое сложное время для вас, вероятно, когда проходят международные фестивали?
– Да. К примеру, Форум дирижеров или джазовый фестиваль, которые стали традиционными для нас. Созваниваемся с каждым участником. Хоть ближнее, хоть дальнее зарубежье. Покупаем им билеты, обеспечиваем расселение, передвижение, питание. Но и это работа интересная – быть в постоянном контакте. А в благодарность – о нас помнят, поздравления шлют из разных стран на праздники. Приятно.
– У вас «в хозяйстве» не только зрительный зал, сцена, закулисье, но и сеть гримерок. На сколько человек рассчитано?
– Основные – четыре, большие и малые. Но есть и много кабинетов, которые во время крупных проектов становятся теми самыми гримерными. Плюс большие «карманы» по обе стороны от сцены. Те же балетные труппы или, к примеру, знаменитый «Тодес», который не раз уже был здесь, им удобнее переодеваться прямо возле сцены.
– Какое самое большое количество артистов одновременно встречали?
– На большие праздники, в которых участвуют и местные артисты, и приглашенные из столицы, и гости из-за рубежа – до 400 человек доходило. Со стороны покажется – муравейник! Но каждый четко знал, когда, куда и во сколько ему выходить на сцену.
– У вас даже колонки в гримерках установлены, так же как в Большом театре!
– И они рабочие. За пять минут предупреждаем о выходе. До этого создаем рабочую атмосферу: в гримерках должна быть вода, утюг, хорошее освещение. И все благодарны. В предыдущем зале филармонии было сложнее работать. И аппаратура была уже изношенная, и условия не те.
– Вернемся в зрительный зал.
– Там 990 мест.
– Как часто аншлаги?
– Из казахстанских артистов особенной стала группа «МузАрт». Они работали по три (!) концерта в день, и были полные залы каждый раз. Кстати, 24 марта они снова приезжают к нам с большим концертом, и наши зрители уже раскупают билеты. Балет «Тодес» – также с аншлагами всегда выступает. Бывает, важен не коллектив, а спектакль: на «Лебединое озеро» быстро раскупают билеты. КВН любит молодежь. Из Астаны приезжали веселые и находчивые – полный зал. Стендап-концерты, модные сегодня, также проходят успешно. Хоть и дорогие – от 10 до 40 тысяч.
Аншлаги в последнее время для самого большого концертного зала региона стали традицией
Зрители воспитанные и не совсем...
– На ваш взгляд, насколько изменился наш зритель? Меняется ли вообще и в какую сторону?
– В Костанае хороший зритель.
– Так ли? Меня очень нервировало, когда раньше в концертный зал заходили женщины в шапках.
– Одно время и мужчины пытались заходить в верхней одежде: мол, у вас в гардеробе очередь. Но мы приучали к культуре поведения. Объясняли: вы пришли на праздник, где артисты в любую погоду создают атмосферу чуда. Сейчас уже такого невоспитанного поведения в зале нет. Люди все понимают. Как изменились зрители?.. В старом здании меньше молодежи было. Здесь, бывает, наоборот, одни молодые люди в зале. И они идут активно на концерты оркестров. Это хорошая тенденция – интерес к живой музыке.
– Вам самой что больше нравится? Какой концерт смотрели не отрываясь от сцены?
– Мне все невозможно посмотреть. Пока идет концерт, идет и моя работа. А вообще люблю, когда на сцене наши коллективы, филармонии. Я же вижу всю подготовку, все вложенные силы, интересно увидеть результат. Свои ближе! Сейчас еще нужно приучать зрителей к тому, чтобы не опаздывать. За час открываем двери Дворца, за полчаса – зала. И все равно вовремя невозможно начать – опаздывают. Даже на полчаса. Так нельзя относиться к чужому труду. Это неправильно. Нужно уважать артистов, они вкладывают огромный труд в каждый проект.
– Назовете самого работоспособного гостя?
– Роза Рымбаева. Репетирует каждый раз как в первый. Она очень приветливая, с ней приятно работать. У нее каждая минута – в дело, в сцену. Самоотдача стопроцентная. Не меньше репетируют и оркестры. Они могут без передышки десять часов «пахать», оттачивая исполнительское мастерство.
– Можно сказать, что время «фанер», когда выходили к микрофону и просто открывали рот под записанный «плюс», прошло?
– Да, микрофоны всегда «живые». У нас установка: все концерты только живьем должны идти. Каждый саунд-чек для артистов – это работа со звуком. Вплоть до репетиции общения с залом.
– Почему на главной сцене Костанайской области стало меньше спектаклей?
– Потому что зал рассчитан больше на концерты. Большое пространство сцены артисты драмтеатров заполнить не могут. Был опыт, приезжали со спектаклями. Но и артисты, и зрители говорили, что это не то. Для драматических постановок нужна определенная камерность, зал и сцена покомпактнее. Так что у нас все-таки концертный зал. И работаем мы, в прямом смысле, без выходных – концерты расписаны на каждый день. Приходите!