В области обнаружили незаконный склад медицинских отходов. Неудивительно, если вглядеться в тему озабоченности государства обращением с этим «добром».
Природоохранные прокуроры установили, что предприятие, которое устроило склад, было признано победителем по семи процедурам государственного закупа услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов. Мощности ТОО по утилизации расположены в пригороде столицы. Недобросовестный подрядчик решил не возить туда медотходы с периодичностью, предусмотренной законом. Стал накапливать в Костанае.
К тому же для перевозки опасных грузов в Астану использовал не специализированный транспорт, а обычный грузовой автомобиль, арендованный по мобильному приложению. По данному факту начато досудебное расследование по части 1 ст. 332 УК РК (засорение земли промышленными, бытовыми или иными выбросами или отходами).
Внимание, СОЗы!
Медицинские отходы – особая тема. Только за прошлый год в Костанайской области образовались медотходы: класса А – 920 тонн, класса Б – 203,1 т, класса В – 21,3 т, класса Г – 2,6 т. На сегодняшний день по данным СЭС в регионе их утилизацией занимаются пять организаций. Надзорные органы утверждают, что проблем нет.
Однако есть принципиальное различие между видами обращения с медицинскими отходами – сжечь или пропустить через автоклав. Учитывая, что речь в основном о пластике, сжигание с точки зрения цивилизованного мира недопустимо, потому что в таком случае в атмосферу выделяются стойкие органические загрязнители (СОЗы), в том числе диоксины и фураны. Они накапливаются в организме человека. Вызывают рак, подрывают работу иммунной, гормональной, нервной систем, становятся причиной врожденных паталогий.
Автоклавирование – это обеззараживание. После этой процедуры пластик можно снова отправлять в дело.
В нашем регионе в топку отправляют львиную долю медицинских отходов: 600-800 тонн в год.
Совместный проект
Около десяти лет назад Костанайская область вставала на путь экологической утилизации медицинских отходов. О чем «КН» подробно рассказывали, в том числе об установке в Костанае автоклавов испанского производства. Приобрести и установить это добро стало возможным благодаря совместному проекту Программы развития ООН, Глобального экологического фонда и Министерства энергетики РК. Оборудование в Костанае по сей день в целости и сохранности. Работает на базе ТОО «Костанай экомедутилизация 2016».
– Обезвреживание отходов с помощью наших автоклав – абсолютно экологичный способ, – говорит директор ТОО «Костанай экомедутилизация 2016» Назар Дюсебаев. – Никаких выбросов в атмосферу. Стопроцентное обезвреживание от инфекций. То есть отходы можно смело использовать в качестве вторсырья. Наша мощность позволяет обеззараживать до 60 процентов медицинских отходов региона. Причем мы их сами забираем и доставляем до места так, как прописано в законе.
Спецконтейнеры, спецавтомобиль...
В автоклаве под высоким давлением температуры и пара отходы класса Б и В через час становятся класса А. Это значит обезврежены.
– За прошлый год мы переработали 160 тонн медотходов, но мощность у нас до 500 тонн в год, – говорит Дюсебаев. – Конечный цикл, к которому мы приходим, – это пластиковая крошка. Она распределяется и фасуется на виды: полиэтилен и полипропилен. Потом мы находим компании, которые дают пластику вторую жизнь.
Сжигать медицинский пластик в нашей стране пока разрешено. Этот вид деятельности лицензируемый. Предусматривает двухступенчатую очистку отходов. При сжигании дым должен быть белым. Тем, кто предлагает топку, судя по всему, работать легче, чем идущим по экопути.
Здоровье купим?
– Раньше все предприятия, претендующие в госзакупках на лот «Утилизация медицинских отходов», обязаны были предоставить разрешительные документы, – рассказывает Назар Дюсебаев. – В основном закупки проводят способом запроса ценовых предложений. Кто готов за меньшую сумму оказать услугу, тот и выигрывает. Некоторые медорганизации все-таки провели конкурсы с требованием разрешительных документов, часть из них мы выиграли. А вот все закупки по ценовым предложениям проиграли.
Переживаем, что этот год будет вообще провальным, потому что на рынке появились игроки, которые демпингуют, та же компания из столицы, о которой сегодня все говорят, – продолжает директор. – Я очень сомневаюсь, что у таких подрядчиков есть соответствующие нормативам инсинераторные установки, оборудованные камерами дожига и системой фильтрации, способные утилизировать такое большое количество медицинских отходов. И тем более спецавтотранспорт.
Основной тезис экологического кодекса – сделать утилизацию медотходов максимально экологической и безопасной. Наверху периодически говорят о концепции «зеленых закупок». Но это теория, которая пока имеет не так много общего с практикой. Сжигать отходы можно. Госзакупки можно проводить без деталей на предмет, что да как: главное – дешевле. Мало ли что там твердят ученые про какие-то стойкие загрязнители. Мы стойкие – нам никакие фураны и диоксины не страшны?
Вопрос завис
Да, в правилах проведения госзакупок есть такое понятие, как участие отдельных категорий поставщиков. Это привилегия для некоторых компаний. Условно говоря, только после их отказа в игру вступают другие поставщики. Вроде как по концепции «зеленых» закупок приоритет должны отдавать экологической утилизации медотходов. Но концепция не доработана.
Вопрос завис в правительстве. Два года назад в Мажилисе предлагали ужесточить контроль за предприятиями по утилизации медотходов. Но даже во время пандемии коронавируса, когда случился скачок медотходов, такую поправку не приняли.
– Создается впечатление, что утилизация медицинских отходов – это прибыльный бизнес, которым может заниматься каждый, у кого есть хоть какоето оборудование для оказания этих услуг. Очевидно, что решение проблемы невозможно в режиме «ручного регулирования», когда начинаются разбирательства по каждому конкретному случаю нарушения утилизации, – считает депутат Мажилиса РК Дюсенбай Турганов.
То есть эта проблема имеет системный характер и требует целого комплекса мер усовершенствования механизма утилизации медицинских отходов и, что очень важно, строгого контроля его применения и повышения ответственности за нарушение требований.
Нужна экологическая осознанность
У директора костанайского предприятия Назара Дюсебаева есть несколько предложений для решения вопросов экологической медутилизации. Например, ограничение на выдачу лицензий в регионе.
– Разделить область на несколько секций и предоставить работу пяти субъектам, больше и не надо, – говорит он. – Госзакупки можно централизовать и обязать проводить их на конкурсной основе, а не по ценовому предложению. При конкурсе смотрят в первую очередь на квалификационные требования поставщика. Это ведь непростая закупка, не гвоздь покупается.
Еще одна вещь, которая необходима – мониторинг. В Астане, например, поднимают дроны. И если видят черный дым, то на место выезжают, в том числе экологи.
Фото автора и Н. ДЮСЕБАЕВА