Закон об ответственном отношении к животным вновь станет безответственным.
Эвфемизм
14 февраля стало известно, что Мажилис Парламента принял в работу поправки в Закон РК «Об ответственном отношении к животным». Самый важный пункт: «Применение эвтаназии для регулирования численности животных, которые больны, проявляют неоправданную агрессию, не обустроены и не востребованы зоозащитными организациями и иными лицами в течение 15 дней, если это бродячие животные, и в течение 60 дней, если это безнадзорные животные».
По большому счету – это эвфемизм. Инструмент, с помощью которого депутаты донесли мысль, что уничтожение бездомных животных возобновится. Только сказали менее прямо. Никто не сможет контролировать вердикты ветеринарных служб – агрессивное, больное или здоровое животное было убито. И трудно представить, что к бездомному (еще и агрессивному) за 15 и даже за 60 дней выстроится очередь. И где животных будут все это время содержать? Государство за два года существования закона построило хоть один приют временного содержания?
Ожидание и реальность
В ноябре 2022 года в управлении ветеринарии сообщали, что на отлов, содержание бродячих кошек и собак, на строительство приютов для них необходимо больше двух миллиардов тенге. Якобы было дано поручение местным органам власти построить эти приюты во всех 20 районах и городах области. Дополнительные средства планировалось просить у республики.
Напомним, что в 2022 году вступил в силу Закон РК «Об ответственном обращении с животными», главным пунктом которого считался запрет на убийство безнадзорных животных (с различными уточнениями). В то время представители исполнительных органов власти подписывали меморандумы с зоозащитными организациями, посещали приюты (построенные частными лицами), фотографировались здесь для передовиц. А в СМИ всячески подчеркивали важность гуманного отношения. Государство приняло программу ОСВВ (отлов-стерилизациявакцинация-возврат).
Прошло два года. 23 февраля 2024 года министр экологии и природных ресурсов Ерлан Нысанбаев высказался так: «Когда мы принимали данный закон, конечно, мы предусматривали принцип отлова, стерилизации, вакцинации, выпуска. Но понимаете в чем дело? На сегодня факты нападения на людей не уменьшаются. Не уменьшаются в силу того, что больше становится бродячих собак. Понятное дело: проблема с питанием и, конечно, они становятся агрессивными».
А стоило ли тогда начинать?
За и против
В соцсетях сейчас идут распри на эту тему. Вот лишь два мнения.
«Здоровье и жизнь человека прежде всего. Правильно, усыплять, а миллионы выделенные на приюты, направлять на детдома, онкобольным, нуждающимся в донорах. Это намного гуманнее».
«Как вообще язык поворачивается заявлять подобное. Нелепые попытки пещерный подход втиснуть в рамки блага. Если кто не понял, этот закон как раз о продолжении финансирования отловов, счет там на сотни миллионов идет. А частные приюты держатся большей частью на пожертвованиях. Вот и вы берите и переводите онкобольным, детям регулярно со своего дохода, чем здесь писать».
(Орфография, пунктуация сохранены).
«Миллионы»
ОО «Надежда плюс kst» участвовало в государственных тендерах по программе ОСВВ и постоянно сталкивалось с проблемами. Вот только одна из многих. В схеме госзакупок услуги по отлову, чипированию, стерилизации, содержанию закупались по отдельности и участвовали четыре разных поставщика. Это растягивало процесс, и он заканчивался глубокой весной. Можно представить: жила собака, владелец ее как-то лечил, кормил, а потом исчез на четыре-пять месяцев. Что бы стало с животным за это время? Даже с верблюдом.
Представитель общественного объединения Ольга Соловьева поделилась мнением: – Если закон утвердят, то это будет абсолютный откат назад. Зачем надо было все начинать тогда? Проблема государства – никто не хочет работать. ЖКХ не хочет строить ПВС (пункты временного содержания), государство не софинансирует частные приюты. Полиция не ищет старых хозяев, не выписывает штрафы за самовыгул. Управление ветеринарии некорректно разыгрывает тендеры, невовремя. Финансирование неверное. Сомнительных поставщиков пускают из других областей. Проблемы можно долго перечислять. Нам казалось, что все со временем образуется, придет в системность. И вот здание не успели достроить, а уже начали его рушить.
Людмила Берестова, руководитель ОО «Сердце чистой породы»: – Около двух лет назад в Костанай приезжал представитель минэкологии для того, чтобы определить план действий. Заседание в акимате было посвященно тому, как реализовывать закон. Тогда он сказал, что ЖКХ будет разрабатывать ПСД проекта, строить приюты временного содержания, а управление ветеринарии станет заниматься остальным – содержанием, чипированием, стерилизацией. Через какое-то время с управлением мы подписали меморандум о сотрудничестве. Ничего он не дал. Совершенно.
Частные приюты поддерживает не государство, а небезучастные люди.
Что касается государственных закупок. Допустим, в тендере указана сумма на стерилизацию 13 тысяч тенге за одну голову. От 25 тысяч тенге я трачу на собаку, и это заметьте – с 50-процентной скидкой. У меня сейчас 135 собак в приюте. Они все стерилизованы, кроме щенков. Все это благодаря частным пожертвованиям. Как-то сделала расчет – сумма, которая уходит у меня на корм для собаки в день, в госзакупках указана на месяц...
Всё и сразу
Ожидаемые поправки в закон лежат даже глубже гуманных рассуждений. Они в глубине нашей ментальности и очередной маркер неразумности, беспечности, халатности. Сколько было прогнозов и обещаний при начале строительства ЛРТ (легкорельсовый транспорт. – Прим. ред.) в Астане. Здесь, наверное, даже не стоит объяснять и прояснять, что это такое и чем закончилось: начали-бросили, огромные деньги потратили. Стоит как памятник и раздражает общество. Так что его решили преобразовать – даже интересно, что из этого получится.
Государство как будто не любит сложностей и длинной работы. Неужели кто-то предполагал, что за мизерные финансовые вливания программа ОСВВ начнет работать как по волшебству? Закон вступил в силу утром, а вечером все бездомные животные сидят по приютам – сытые и здоровые.
Государство любит все и сразу. Например, углеводороды. Достал, продал. Но в другом и важном это так не работает. Мы это прекрасно видим.