Во всех смыслах: говорим о бережном отношении не первый год, но продолжаем пользоваться как попало. Тему в очередной раз обсудили специалисты.
Что имеем?
В Концепции госпрограммы по управлению водными ресурсами в Казахстане на 2020-2030 годы описаны проблемы, прогнозы и задачи. Идет 2024 год. Говорить о больших результатах, увы, не приходится.
– В информационном бюллетене от «Казгидромета», который публикуется раз в месяц о состоянии окружающей среды, с 2015 года определяется класс воды, – рассказывает экоактивист и инспектор KazEcoPatrol Ольга Чечулина. – Так вот, в Тоболе вода пятого класса. Это значит сильно загрязненная. Между тем идет речь о том, что в Костанае в этом году будут работать плавающие фонтаны, на которые расходуют 24 миллиона тенге. А сколько денег направят на улучшение качества воды?
Остро стоит вопрос с качеством воды в Каратомарском водохранилище. Предложение, как справиться с проблемой, причина которой сине-зеленые водоросли, есть. Цена вопроса 852 миллиона тенге на пятилетний проект, говорит руководитель отдела госконтроля Тобол-Торгайской бассейновой инспекции Сергей Мукашев. Правда, ведомство не контролирует вопрос загрязнения водных ресурсов и превышения допустимой концентрации загрязняющих веществ, но через призму своей компетенции инициатива была поддержана. Информация по проекту находится на рассмотрении в вышестоящих органах.
Природа и человек
В последние 15 лет в области отмечается маловодность. Природный цикл, или сказываются иные обстоятельства, но факт то, что маловодность – это, однозначно, плохо. Уже даже возникла ситуация, которую называют «водным стрессом» – может привести к тому, что засуха случится и в кружке.
– Основные источники пополнения наших водохранилищ – осадки и талые воды. Сергей Мукашев рассказывает, что в прошлом году в период весеннего паводка прогнозировалось пополнение в 228 млн куб. метров при норме в 413 млн куб. метров. Однако воды прибыло больше – 357 млн куб. метров. В этом году, по предварительному прогнозу РГП «Казгидрометр» (на 1 февраля), ожидаемый объем поступления 520 млн куб. метров.
Но природный фактор – это одно. Другое – человеческий. А человек будь здоров влияет на состояние водных ресурсов.
– Например, в прошлом году один крестьянин оформил специальное разрешение на водопользование, чтобы брать воду из реки и поливать огород. Получил свой лимит на это, но очень сильно вышел за его пределы. И, к сожалению, нельзя констатировать, что это случай из ряда вон. Что, общество возмущается, когда о таком слышит? Увы, нет. Поэтому в наших планах провести большую работу с акиматами и населением. Вода, как говорится, камень точит. Люди должны понимать, что возобновляемых источников, которые выдают воду, нет. Это же не электроэнергия. Было бы целесообразно ввести дифференцированную оплату за потребление воды разного рода предприятиями, организациями. Чтобы хотя бы через кошелек люди думали о том, что воду нужно экономить.
Что касается новой программы Министерства водных ресурсов и ирригации РК, мы пока готовимся к серьезной работе, – говорит Сергей Мукашев. – Нам обещали увеличение штата. Ведь нас всего два человека, которые курируют вопросы госконтроля по всему региону.
Куда попало, как попало
Сегодня Казахстан занимает восьмое место среди стран Азии по запасу подземных вод. В разрезе регионов Северный Казахстан на последнем месте. В Костанайской области в подземных источниках питьевая вода есть не повсеместно. В основном преобладает соленая. Да, ее можно довести до «готовности», но это дорого стоит.
– Преимущественно водой из подземных источников пользуются в селах, – отметила Галина Новокшинова, главный специалист отдела водоснабжения и водоотведения Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. – Поэтому к осознанному потреблению воды призывают все. В Казахстане 50% населения экономят воду. Но сподвигает к этому пока, как правило, только финансовая составляющая. Экономят, чтобы не било по кошельку.
Питьевой водой моемся, используем в хозцелях. Взять те же автомойки. Хотя в таких объектах воду можно использовать вкруговую. Пока говорим можно. Но делать этого никто не торопится. Потому что нужны солидные вложения в оборудование. Так что, возможно, скоро государство вместо «можно» скажет «нужно, обязаны».
Кстати, было бы любопытно услышать фактическую, а не юридическую статистику на предмет того, сколько коммерческих бань и автомобильных моек в Костанае. Например, недавно выдали цифру по Жамбылской области – более 300 автомоек, банных комплексов и бассейнов работали без специального разрешения на водопользование. Наверняка это актуальная тема и для нашего региона.
Наказывать жёстче
В прошлом году областная специализированная природоохранная прокуратура провела анализ по наличию или отсутствию разрешения на водопользование у некоторых субъектов. Было установлено, что у восьми учреждений лесного хозяйства области есть скважины (котлованы) для полива. Однако специального разрешения оформлено не было. Учреждения оштрафовали по ст. 141 КоАП РК. Статья звучит громко: тут и незаконные захват водных объектов, водопользование, производство гидротехнических работ, и сброс сточных вод. Однако даже общая сумма наказания вовсе не страшная – на 147 тысяч тенге штрафов. И учреждения лесного хозяйства с ней не согласились. Намерены спорить. Наказание должно быть жестче, уверены специалисты, которые заботятся о ресурсах природы.
Кстати, штрафовали за незаконное водопользование школы и детские лагеря. Хотя, казалось бы, где, как не здесь, должны сеять разумное, доброе, вечное.
Фото предоставлены пресс-службой партии Amanat