В этом году системе медстрахования исполнилось пять лет. Срок небольшой, но все же можно подвести черту. Об успехах и проблемах говорим с директором областного филиала Фонда соцмедстрахования Батырбеком НУРГАЛИЕВЫМ.
Динамика положительная
– Батырбек Амангельдинович, если подводить итоги, каковы они?
– В 2018 году сумма всех договоров на оказание медпомощи составляла чуть больше 35 млрд, в этом мы уже подошли к цифре 92 млрд, в том числе за счет средств ОСМС. По республике бюджет фонда свыше 2,5 триллиона тенге. Так что внедрение медстрахования позволило увеличить объемы медпомощи, повысить зарплату медработникам. Сегодня средняя зарплата врача около 500 тысяч тенге. Это считаем достижением. Принятые меры, в том числе и зарплата, позволяют стимулировать желание молодежи учиться и работать в системе здравоохранения.
– Доступнее стали и такие исследования, как КТ, МРТ...
– За 2023 год 38613 услуг МРТ, оплаченных фондом. Это на уровне 2022 года. Всего более 4,5 млн консультативно-диагностических услуг было оказано населению региона в прошлом году. Это порядка 11 млрд тенге, что на 11% больше, чем в 2022 году. В стационарах пролечили более 60 тысяч человек на сумму свыше 16 млрд тенге. Рост 3%.
Со статусом и без
– Увеличение услуг связано с увеличением количества застрахованных?
– Количество застрахованных увеличилось. Помогли и местные исполнительные органы, которые активно занялись программой вовлечения в занятость населения. Порядка 3800 человек получили работу. Если в ноябре было 143 тысячи незастрахованных, то теперь 134.
– Те, кто живет без статуса, не тянут его финансово или не хотят платить?
– Одни могут оплачивать взносы, другие – нет. Первых – 55 тысяч человек, вторых – 79 тысяч. Сегодня Правительство рассматривает вопрос, чтобы возложить обязанность уплаты взносов за эту категорию лиц, которые не могут быть вовлечены в программу соцзанятости, на местные исполнительные органы.
Человек должен понимать, что статус нужен, прежде всего, ему. Нет речи об экономической выгоде фонда. К примеру, плательщики ЕСП за прошлый год внесли в фонд порядка 8 млрд тенге, а потребили медуслуг на сумму в 10 раз больше.
Незастрахованные имеют право на медпомощь в рамках пакета ГОБМП. Но лишаются возможности, к примеру, получить дорогостоящую операцию или реабилитационную помощь. Есть несколько механизмов, которые позволяют получить статус. Например, в качестве самостоятельного плательщика – 4250 тенге за месяц, 51 тысяча за год. Посмотрите ценники частных клиник и станет понятно, что это совсем небольшая сумма.
– В нашем регионе больше неплательщиков по сравнению с другими областями?
– Мы где-то в середине условного рейтинга по количеству застрахованных. Год назад были в конце. К сожалению, часть населения проживает в селе, где работа сезонная. Многие периодически выпадают из системы ОСМС. Но есть работодатели, которые продолжают платить взносы круглый год.
Дайте жалобную книгу
– Что волнует население, если анализировать обращения на горячую линию 1414?
– По данным республиканского call-центра по линии обратной связи за прошлый год поступило порядка 14 тысяч обращений. Из них свыше тысячи из нашей области. И, к сожалению, количество жалоб в нашем регионе выросло на 7%. Жалуются на некачественное оказание медпомощи – 35%, 31% – отказ в медпомощи, 10% жалоб на длительное ожидание медуслуг, на отказ в выдаче лекарственных средств – 6%, достоверность данных – 3%. Основная доля – необоснованные жалобы. Но мы рассматриваем каждый случай, и недобросовестные поставщики попадают под штрафные санкции.
– Чаще жалуются на какие медорганизации?
– В пятерку антирейтинга вошли костанайские поликлиники №5 – 168 жалоб, №3 – 88, №1 – 86, поликлиника №2 Рудного – 74, Житикаринская райбольница – 65. Мы понимаем пациента, который обращается к нам. Он же не от нечего делать жалуется. Хотя есть и такие, которые необоснованно требуют медуслуги, которые не показаны.
Однако есть и объективные факторы, когда помощь не могут оказать: нет специалиста или оборудования. Уверен, если человеку адекватно объяснить, дать исчерпывающую информацию, он будет удовлетворен. Поэтому просим вести активно информационную работу от работников в регистратуре до врачей. Нужно наладить диалог и решить проблемы пациента. Это и есть пациентоориентированный подход. Увы, не все наши коллеги это понимают.
– А по каким вопросам консультируются пациенты?
– В основном спрашивают о статусе. Человек обратился в поликлинику, а ему говорят, что он не застрахован. Мы видим пропуски платежей. Осенью прошлого года был наплыв жалоб от учителей после отпусков. Перечисление страховых взносов при длительных отпусках бухгалтерии образовательных учреждений проводили раз за два месяца, хотя по закону необходимо помесячно. Поэтому люди автоматически выпали из системы, так как появилась задолженность. Пришлось провести разъяснительную работу с бухгалтерией учебных и медицинских организаций.
Условия созданы
– Может, причина жалоб в нехватке оборудования и кадров?
– Квалифицированные кадры и материально-техническое оснащение – фундамент системы здравоохранения. Сегодня медорганизации не могут сказать, что нет оборудования. Объем средств, который выделяется на закуп медоборудования, растет. Несколько миллиардов выделено на покупку КТ, МРТ, ангиограф. 20 лет назад КТ в области было всего два, сегодня – 16, МРТ – 9. Также благодаря внедрению системы ОСМС больницы в силе заключить договор с другой организацией, которая может предоставить необходимую услугу. Что касается кадров, то каждый год в область прибывает больше сотни специалистов. Просто одним годом накопленный за десятилетия дефицит не восполнить.
– Объемы финансирования растут, становится больше услуг, но население все равно недовольно. Почему?
– Грамотно построенная программа управления заболеваниями на амбулаторном уровне позволяет построить профработу, чтобы избежать дорогостоящего лечения. Увы, у нас часто имеет место формализм. Из тех объемов запланированных средств для пациентов с сахарным диабетом, гипертонией и прочим, многие услуги, которые входят в стандарт медпомощи динамического наблюдения, вообще им не оказываются, а средства, которые мы выделяем в рамках ГОБМП на эти цели, остаются неосвоенными. Получается, что на уровне поликлиники этот пациент предоставлен сам себе. Чему удивляться, что потом он экстренно поступает в стационары с осложнениями этих заболеваний. Мы видим увеличение потребления услуг как на уровне поликлиник, так и стационара. Здесь важно перестроить работу на амбулаторное направление.
– Что делать?
– Минздрав делает все возможное. Сокращена нагрузка на врача общей практики – 1700, дали ему 2-3 медсестры в помощники для скрининга, динамического наблюдения. А в итоге из 1 млрд 300 млн тенге, направленных нами на консультационнодиагностическую медпомощь в рамках динамического наблюдения в прошлом году, было освоено всего 250 млн. Неосвоенные деньги вернулись в бюджет, так как не были использованы нашими поставщиками. Спектр амбулаторной помощи с каждым годом расширяется, но мы не видим положительного эффекта.
Шаги в будущее
– Батырбек Амангельдинович, не могу не спросить про кредиторскую задолженность медорганизаций. Многие главврачи говорят о низком тарифе на медуслуги. Будут его увеличивать?
– Анализ 24 медучреждений в республике с высокой кредиторской задолженностью (костанайские организации в него не попали) показал, что причина в 39% – низкий тариф, а в 61% – неприоритетные расходы: закуп медоборудования, лекарств при наличии запасов. Тарифы будут увеличиваться, но постепенно. Увы, у нас нет методики определения базовой потребности в коечных мощностях, оснащенности кадрами и медоборудованием. В регионе 4682 стационарные койки. А какова реальная в них потребность? При этом процентов 20 коек не работает. Нужно ли их сокращать? Нет и нормативов в республике по количеству медработников, медоборудования.
– Какой выход?
– Не так давно министр здравоохранения предложил разработать новые нормативы на научной основе. Нам необходимы объективная оценка финансового состояния поставщиков медуслуг, развертывание аналитического центра, чтобы планировать объемы медпомощи, поэтапный пересмотр тарифов, завершение цифровизации – создание прозрачной системы оплаты медуслуг, поиск внутренних резервов для оптимизации ненужных расходов.
Глава государства попросил перестроить работу Фонда без дополнительных вливаний средств. Поэтому идет работа по оптимизации неприоритетных расходов не в ущерб качеству. Снижение обоснованных жалоб – тоже в приоритете нашей работы и поставщиков. Одна из основных задач Фонда – обеспечение качественной и доступной медпомощи для населения. Фонд работает на интересы пациента. На том и будем стоять.