Книга Героя Труда Казахстана Сайрана БУКАНОВА «Родная земля в лицах и судьбах» разлетелась по миру и принесла.
Юрта Муханжара
«Мало кто пишет о простых тружениках, ...как будто они внесли незначительный вклад в развитие хозяйств или незаметный след оставили в исто-
рии государства...» С первой же страницы автор утверждает свое личное кредо: «История сплетена из больших и маленьких дел обычных людей». Книга о них – обычных людях.
В 1902 году приехали в девственную степь переселенцы из Воронежской губернии, станицы Никольской. Народная летопись помнит, что братья Тихон и Фома Шабановы, братья Черновольские спешились у одинокой сосны. Передохнули и двинулись дальше в путь. Увидели красивую юрту бая Муханжара из рода Аргын...
Как не пропала одинокая сосна
Сайран Балкенович – прирожденный рассказчик. Ведет за собой дальше. На берегу озера Муханжар строился целинный совхоз «Харьковский», а внук бая – Еркебулан Муханжаров – работал в совхозе агрономомсеменоводом. Задолго до совхоза первые поселенцы назвали свое стойбище Одинокая сосна, потом проще – Сосна. Километрах в пятнадцати отсюда стоял казахский аул Каркын. Сейчас это бренд областного значения: агрофирмой «Каркын» после отца руководит Еркин Сайранович Буканов.
Через время не перепрыгнуть. Буканов-старший рассказывает, что стало с одинокой сосной – с деревом. В 1914 году талые воды подмыли берег, сосну унесло в реку. Но не пропало дерево: крестьяне его достали, распилили – одна часть ушла ра-отать в кузню, из нее сделали подставку под наковальню. Из оставшейся древесины умельцы изготовили двери и ставни для окон. От этого описания веет рачительностью предков – ува-
жает такие качества Герой Труда Буканов. Люди в его книге, разные по возрасту, социальному статусу, этнической принадлежности, похожи между собой и с автором книги. Сильные, мудрые, упрямые, хозяйственные – в этом их сходство.
Трактор в 20 сил
В 1919 году в Сосне колчаковцы расстреляли партизан Илью Бардина, Ивана Курилова, Илью и Николая Добронравовых. Потомок Бардина – Ми-
хаил – спустя годы, работал в «Харьковском» механизатором. Совхозу предшествовал колхоз «Новый путь». 1 мая 1929 года здесь впервые увидели трактор. «Назывался он «Интернационал» – 20-сильный механизм с двухкорпусным плугом», – рассказывает книга. – До 3,3 га пашни в день, глубина вспашки – до 4 дюймов (18 см) на залежи, скорость – 5,3 км/час...
Трактор и строительство в 1930 году школы-семилетки – последние хорошие новости для колхоза, сообщает рассказчик. А дальше голодное время, раскулачивание, трагедии «середняков», тех самых настоящих хозяев, в которых нуждается каждая эпоха. 1933 год был самым страшным, а потом жизнь в колхозе стала налаживаться. В 1938 году зерна было столько, что люди от него отказывались: негде было хранить. Местная мельница работала день и ночь – когда-то ее построил переселенец Мокоток. В колхозное время ею пользовались бесплатно. Помимо мельницы колхоз имел просорушку, маслобойку, пимокатный цех. В том же, 38-м, купил колхоз два грузовичка. Колхозники посещали ликбез – Максим Семенович Ковалев был в одном лице директором школы и библиотекарем. Его сын Николай уже при директоре Буканове работал в «Харьковском» механизатором.
В это время стали и дорогу на Кустанай строить. Каждый колхоз на месяц командировал на объект двух работников. Землю возили тачками, утрамбовывали вручную. Следы этой дороги и сегодня можно найти, – узнает читатель. А настоящую трассу сделали уже при целине.
Традиция ходить в баню
Книга полна хронологически точных обозначений, событий, иллюстраций. Многие десятки имен в контексте своей эпохи. Участники Великой Отечественной войны названы поименно.
«У меня дома бани не было – ходил в общественную. Сложилась такая традиция, что ветераны ждали, когда я приду, чтобы вместе попариться, а заодно поговорить о делах и о жизни. Им приятно с директором побеседовать, а мне – честь. Редкостные были люди».
В книге 96 имен погибших и пропавших без вести на войне, 67 – вернувшихся. «Уроженцы сел Сосна, Никитинка, Мокрое, Каркын воевали в пехоте, в артиллерии, в авиации, на флоте. Полным кавалером ордена Славы вернулся домой Полехов Филипп Романович. Куликов Николай Алексеевич, Герой Советского Союза, приехал в район уже в целинное время. И оно, конечно, не забыто.
«Здесь даже солнце пахнет хлебом»
Сайран Балкенович в главе о целинниках вспоминает строчки давно забытого поэта Владимира Гундарева: «Здесь даже солнце пахнет хлебом, и солнцем полнятся хлеба». А далее следуют замечательные биографии тружеников, их вклад в созидание: Андрей Иванович Бровко, Сергей и Александра Капленко, Николай и Екатерина Гончарь, Петр Бартков, Виктор Червоный, Петр Мороз. На долю коренных целинников Капана Изымкулова, Айдархана Сеитова тоже хватило работы.
Сильные слова нашел Сайран Балкенович и для своих предшественников. Целинный директор Никифор Погиба жил в землянке, уезжал на работу, когда еще темно, возвращался в полночь. Алексей Кривчун – из местных – работал и приносил пользу там, где родился. Евгений Вовченко
сам умел работать, и труд других умел ценить. Александр Гаранин «умел выслушать, вникнуть, разобраться». Анатолий Лоренц «за каждое дело в совхозе переживал».
Овцу и собаку к забору привязали
С 1984 по 2017 год руководил производством Сайран Буканов. Из многих праздников на его памяти Наурыз – самый яркий. «Конец 80-х – начало 90-х
для казахского народа – период возвращения к традициям. В 1988 году мы впервые стали отмечать Наурыз». Юрты привезли из Торгая. Бабушки достали из сундуков национальные одежды, оказалось, что их бережно хранили почти в каждой семье. Поздравляли в первую очередь тех, у кого в этот год были семейные даты. Например, ветерану Великой Отечественной войны Сатаю Кожахметову и его супруге подошло время отметить 50-летие совместной жизни. Славно отметили, с тех пор так и повелось: встречать Наурыз с радостью.
В 1992 году глава области Кенжебек Укин объявил конкурс среди районов: чья юрта лучше, кто точнее в обычаях Наурыза. Мендыкаринским
районом руководил Орал Танжариков.
– Он на больничном был, попросил, чтобы «Харьковский» представил район в Кустанае, вспоминает Буканов. – Кроме тебя, некому. Не подведи!
А тут мороз, совсем не весенний. На замершем асфальте ставили юрты: шестикрылую – техническую, и восьмикрылую – парадную. А еще надо
было петь и танцевать. В общей сложности 40 человек прибыло на конкурс из «Харьковского», приехала и Герой Соцтруда Камшат Доненбаева с мужем Темирбеком Габдуловичем.
Для усиления колорита привезли овцу и собаку, привязали к заборчику. Приходили аксакалы, хвалили. Но и другие юрты стояли на площади во всей красе.
На трибуне «Кустаная»
Мендыкаринцы на этом конкурсе заняли первое место.
– Во главе жюри был всем известный Серикбай Бисетаев. Нашему совхозу он всегда симпатизировал. Может, и это повлияло. Но все-таки, думаю, мы заслужили награду в честной борьбе. 22 марта мороз спал, посыпались крупные хлопья снега. Но нас от волнения немного трясло, столько сил люди вложили в конкурс. Кинотеатр «Кустанай» стоял на своем месте, его высокое крыльцо и послужило трибуной, куда вызывали призеров. Первым вызвали меня. Наша команда была счастлива.
Призовые деньги директор сразу раздал участникам. Овцу подарил своему другу, корреспонденту «Ленинского пути» (ныне «Костанайские новости»)
Владимиру Каткову. А собаку... Она исчезла. Хорошая собака, взяли в своем селе у хозяина «напрокат». Кто-то из горожан увел.
– Поругался я немного со своими из-за собаки, заставлял искать, потом возместил хозяину убыток. Орал Танжариков очень обрадовался победе в
конкурсе, благодарил. А самое главное – урожай в том году выдался богатым.
Фото предоставлены С. БУКАНОВЫМ