22 апреля – знаковый когда-то день. День рождения вождя мировой революции В.И. Ленина. Накануне «КН» поговорили с интересным человеком. Он многое прояснил.
Эволюция
Я застал Алексея, когда он перебирал книги в областной универсальной научной библиотеке имени Л. Толстого. Здесь Алексей ОЛЕКСЮК работает. Накануне 22 апреля и дня рождения Ленина я позвонил ему, он согласился на разговор, хотя Алексей очень закрытый человек. Только предупредил, что в 17.00 ему необходимо бежать за дочкой в детский сад. Тогда я уже понял, что марксизм – не революция, а эволюция. Алексей Олексюк – марксист. Я многого не знал об этой философии – на самом деле ничего страшного в ней нет. Напротив, капиталисты должны бы прислушаться к Карлу Марксу.
На входе в зал библиотеки увидел открытую книгу издания А.Ф. Маркса от 1902 года (на снимке). Не совпадают инициалы. Рассказал Алексею. Он рассмеялся. «Да, в этом издательстве печатался Чехов. И даже шутил по этому поводу: «Поздравьте, я теперь «марксист».
23 тайны
Значит, уже тогда учение Маркса было под вопросом...
– Я и моя мама были в немецком Трире. Это родной город Маркса. Он родился в этом городе, и я видел там кучу китайцев, туристов. Китай, вторая экономика мира, если не первая, уважает Маркса. Марксизм – огромное явление, на одной полосе о нем не расскажешь. Давайте поговорим о современном марксизме.
– Вы упоминали Китай – на самом деле трудно назвать современный Китай марксистским. Сейчас это, прежде всего, капиталистическая страна. Марксизм это другое.
– Расскажете?
– Начну с того, что мне говорил когда-то отец. Он говорил: «Вашему поколению повезло, ведь вы будете жить при коммунизме». Не случилось, не пришлось мне жить при коммунизме...
– А что же такое коммунизм? В современном мире это явление зачастую превратно понимается.
– Если совсем просто – это общество, где каждый друг другу товарищ и брат, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. У современного марксизма много последователей. В пример приведу французского экономиста Тома Пикети. Он не марксист, но очень близок по своим взглядам. Он поднимает те же вопросы: о неравенстве, о том, что капиталистическая система не обеспечивает необходимого роста, не обеспечивает необходимой стабильности в обществе. Или еще один пример. Ха Джун Чхан – корейский автор книги «23 тайны: то, что вам не расскажут про капитализм». То есть люди с самыми разными взглядами приходят к тем же выводам, что и Маркс.
Магистраль
– Капитализм – тупик для человечества?
– Конечно, нет. Капитализм – скорее, магистральный путь. Благодаря аккумуляции капитала строятся заводы, дороги, прогресс общества очевиден. Марксизм не отрицает достижений капитализма, а исходит из них. Он только более гуманный. Капитализм – магистраль, путь, который мы сейчас проходим. Но что же такое марксизм? На самом деле это учение многоплановое, гораздо более широкое, чем принято думать. Есть знаменитая работа Владимира Ильича Ленина «Три источника и три составные части марксизма».
Примечание редакции– Марксизм – это не какая-то секта. Это своеобразный вывод, продолжение всего самого важного, что было сделано в философии, экономике и политике. Маркс все это проанализировал и показал нам в качестве стройного и научно обоснованного учения.
В марксистско-ленинской литературе принято считать, что марксизм имел три теоретических источника:
1) классическая английская (и французская) буржуазная политическая экономия;
2) немецкая классическая философия;
3) утопический социализм.
Так ставил вопрос В.И. Ленин в известной статье «Три источника и три составные части марксизма»
Отчуждение
– Я спрашивал у коллег, что такое марксизм. Все отвечали, что знают про Карла Маркса, но объяснить про него никто не смог. Такая вот феноменология. Я и сам о нем не знал. И не лучшего мнения был до беседы с вами.
– Да, есть такое явление. Маркс – это серьезный ученый. Он, конечно, занимался и политикой, но и там он требовал, прежде всего, справедливости исходя из научных данных, а не как популист. Он первым открыл такое явление, как прибавочная стоимость. То, на чем зарабатывает капитал. Маркс ввел и такое философское понятие, как отчуждение от результатов своего труда. Вот вы приходите в супермаркет. Видите ли вы продукты, созданные вами?
– Нет.
– И я тоже не вижу. А это большое дело. В Шотландии провели эксперимент. В дикую местность поместили группу людей. Когда они вернулись – о чем они грустили и вспоминали? Они рассказывали, что тоскуют по чувству товарищества, по общей, совместной работе. Плечом к плечу. Именно об этом учение марксизма – о братстве людей. В противовес отчужденности, которую мы наблюдаем сейчас.
– Свобода, равенство, братство. Это ведь избитые постулаты! Их используют всякие негодяи в угоду себе.
– Поэтому, наверное, марксизм и имеет негативный оттенок.
На первом этаже библиотеки выставка иллюстраций Нины Олексюк-Коровиной (супруга Алексея) к детским книгам. На одной из картин изображена «золотая рыбка». Марксизм, к сожалению, не исполняет все желания за одну минуту. Но у разбитого корыта он никогда не оставит
Винтик экономики
– Существует ли сейчас пролетарий в том значении, который ему придавал Маркс? Мне кажется, уже нет пролетариев. Всеобщее общество потребителей и соэксплуататоров.
– Об обществе потребления стали активно рассказывать с 60-х годов. Опять же не в Советском Союзе. Да, коммунизм в СССР не успели построить, но ностальгию по тому времени мы наблюдаем. Что касается общества потребления. В XIX веке, когда жил Маркс, мы можем наблюдать картину, что рабочие и крестьяне были отчуждены от предметов роскоши, каких-то изысканных продуктов. Это было право буржуазии. О психологии потребительства не могло быть и речи. Но уровень благосостояния повысился. Маркс об этом писал изначально. В его политико-экономических рукописях, которые являются набросками «Капитала», очень большое место занимает проблема отчуждения. Отчуждения человека от продуктов его труда. Превращение человека в винтик экономического механизма. Человек трудится, но не видит результатов своего труда. То, что мы покупаем в магазинах – мы не ощущаем, что это создано чьим-то трудом. И, наоборот, мы трудимся и не видим – а куда же наш труд уходит. Это очень важно на самом деле – чувствовать сопричастность жизни общества!