Как жили наши земляки в годы войны? Как родными становились чужие дети? Об этом и о том, как человеческая доброта не знала границ, вспоминает Бактыгул МАУЛЕТОВА, костанайский отличник образования РК, ветеран труда.
«Если не я, то кто»
– Это было в начале 1942 года. Несколько домов в лесном кордоне близ села Басаман тогда еще Семиозерного района. Холодный ветер гнул деревья, у забора стоял, опираясь на палку, старый дед. Рядом молодая женщина с маленькими детьми. Молодой человек обнял отца, затем поднял на руки старшего ребенка, маленькую дочь. И что-то прошептал женщине, не целовал, не обнимал ее, соблюдая мусульманские обычаи. Закинув на плечо небольшой мешок, сел в грузовую машину. Так отправился на фронт лесник-объездчик Нуржан Маулетов.
Пережив ту суровую военную зиму, весной дед сел на коня и со словами «Если не я, то кто будет охранять лес вместо моего сына. Если он сгорит, то какими глазами буду смотреть на него», – начал объезжать и охранять лес.
Приходили весточки о призванных вместе с Нуржаном: они якобы проходили обучение в Чебаркуле Челябинской области. Чтобы повидаться с мужем, не знающая русского языка хрупкая женщина с мешком за плечами, куда собрала домашние продукты, на товарном поезде поехала в Чебаркуль. Но мужа не застала: его уже отправили на фронт. Вернулась на кордон. Как жену фронтовика и лесника, ее назначили пожарным на вышку – смотреть, нет ли возгораний.
Стали родными
– В 1944 году на станцию Казанбасы прибыли депортированные поволжские немецкие семьи. Их расселили и на кордоне. В одной из семей было 11 детей. Наша мать, несмотря на то, что у нее было двое своих детей, дед, бабушка, взяла в свою семью пятилетнего мальчика-немца Володю Гамма. Он стал ходить в казахскую школу вместе с Галиханом. И стал для матери вторым, родным сыном.
Война закончилась, возвращались фронтовики. Дед Маулет ездил на станцию Казанбасы на лошади, запряженную в телегу, встречал возвращающихся с фронта, надеясь встретить сына Нуржана. Но так и не встретил... «Похоронки» семья не получила. С тяжелым камнем на сердце дед Маулет умер в 1949 году.
Прошли годы. Галихан и Володя росли как родные братья. Первый, после смерти деда, уехал учиться в Кустанай в школу-интернат. Володя остался на кордоне. Женился. До последнего дня своей жизни он называл нашу мать мамой, а Галихана братом. Радовался каждому их приезду на кордон. Галихан окончил юридический факультет Казахского государственного университета, работал в Кустанае, забрал в город маму.
Человеческая доброта не имела границ. Было всем тяжело – и местным, и высланным. Но несмотря на то, какой национальности были люди, они помогали друг другу пережить тяжелые военные и послевоенные годы.
На героических примерах
– Володя Гамм прожил всю свою жизнь на станции Казанбасы. Похоронен там, куда его забросила судьба в детстве. Приезжая в родные места, мой муж Галихан Маулетов обязательно первым делом идет на могилу своего брата-немца Володи, почтить его память.
Отец моего супруга так и не вернулся с войны. Семья получила несколько солдатских треугольников с украинского фронта из-под Харькова. Письма написаны латинским алфавитом, причем с печатью «Проверено цензурой». Сейчас они находятся в областном историко-краеведческом музее. А до этого в нашей семье их хранили более 70 лет.
Галихан Маулетов почетный ветеран органов КНБ, в звании подполковника, автор 15 книг, лауреат премии «Казына», почетный работник Костанайского госуниверситета.
Труженик тыла: в годы войны, несмотря на свой возраст, работал в колхозе, помогал старшим.
Наша семья считает святым долгом помнить предков. Растет четырехлетний праправнук нашего отца. Он носит его имя – Нуржан. И мы больше чем уверены, что он будет знать историю своих предков.
Среди книг, написанных моим мужем Галиханом, есть и про репрессированных в 1937 году, и об участниках Великой Отечественной войны. Они имеют большое воспитательное значение для молодого поколения. В народе говорят: «Без прошлого нет настоящего и будущего». Мы, старшее поколение, должны оставлять то, что мы знаем, наследникам – пусть молодежь учится на героических примерах из реальной жизни. Дай Аллах, чтобы наши дети, внуки и правнуки жили под мирным небом и помнили тех, кому они обязаны этим.
Фото из семейного архива семьи МАУЛЕТОВЫХ