В этом, по мнению нашего героя, и есть секрет трудового долголетия. Андрей ГЕНРИХ – начальник ремонтно-механического цеха Рудненского ремонтно-механического металлопрокатного завода ERG Service. Верен своему предприятию уже почти 40 лет. А ремонтно-механическому цеху в этом году юбилей – 60 лет!
И с железом, и с людьми
– Андрей Болтазарович, знаю, что вы на этом предприятии работаете не один десяток лет. А кем сюда пришли?
– Годы не подсчитывал, но помню, что устроился на этот завод осенью в 1986 году. Я работал помощником машиниста экскаватора в карьере. Там меня выловил главный механик завода и предложил перейти к ним механиком. Я согласился. Для начала был слесарем, через три месяца мастером, а дальше – больше.
– Вам ведь тогда было чуть больше двадцати лет?
– Ну да, молодой.
– В таком возрасте, как тогда говорили, все дороги открыты. Но вы оставались на выбранном пути. Почему не выбрали что-то полегче и с зарплатой побольше? Жили другими категориями?
– Каждый для себя выбирает свои ценности. А наш завод, где ремонтируют горное оборудование, – это очень трудоемкая работа. И грязь, и мазут – не конфетная фабрика! Здесь предлагали и предлагают немалую поддержку всем рабочим. Поэтому даже женщины шли сюда трудоустраиваться. В те годы была очередь на жилье, на пенсию уходили по льготным спискам. Хорошие условия работы, отличные зарплаты – и привлекали, и будут привлекать. А ERG Service обеспечивает и то, и другое. Помню, когда-то можно было заработать 200 рублей, и это были большие деньги. Когда труд в почете, это замечательно. На нашем заводе это понимают.
– Говоря сегодняшним языком: соцпакет неплохой.
– Конечно. Вот и сейчас у нас есть чем привлечь.
– Запомнили, куда потратили свою первую зарплату?
– Нет, конечно, – рассмеялся собеседник. – Но явно на что-то полезное. Тогда деньги просто так не тратили, копили на чтото необходимое. Мы умели радоваться малому. А ERG Service дает возможность задумываться о больших возможностях.
– В должности мастера, механика – солидное положение. Что вами двигало, чтобы расти дальше? Вы ведь на этом не остановились.
– Я прошел почти всю цепочку от цехового до технического руководителя, который отвечает за безопасность труда. Потом работал начальником производственного отдела, а там было планирование работы для всего завода. Затем и начальником цеха стал. Все стадии – от работы с железом до работы с людьми.
Жёстко и справедливо
– 40 лет назад помните свои первые впечатления о предприятии, которому сегодня 60?
– Уровень квалификации многое значит, потому ставка только на людей. Сейчас все технически изменилось, шагнули далеко вперед. Поэтому многое передали машинам. Если в начале моего рабочего пути, чтобы получить пятый разряд, нужно было лет десять отработать, доказать, что ты имеешь на это право, то сейчас уже с училищ приходят с четвертымпятым разрядом.
Для меня было, есть и будет важным стремление постоянно узнавать что-то новое в профессии. Поэтому я понимаю, когда условия, чтобы получить разряд повыше, более жесткие. Это справедливо. Сегодня молодежь хочет сразу много зарабатывать. И ждать годами, а тем более десятилетиями, не хотят. Я шел по своему пути и считал, что все делаю правильно.
– Как руководитель, вы за то, чтобы все максимально автоматизировать?
– Конечно, было бы хорошо. Но ручной труд никуда не делся. В Рудном много было училищ, где готовили и токарей, и слесарей, и сварщиков. Жаль, что сейчас всего одно. Сменуто надо заранее готовить. И хочется, чтобы она была достойна своих предшественников.
– Сегодня поколение «18+» на одном рабочем месте долго не задерживается. Это стало правилом: три года – и сменили место. У вас же стаж почти 40 лет. Для вас верность профессии очень значима?
– Безусловно, очень многое значит. Даже при том, что сейчас у нас вспомогательное предприятие – ремонт делаем для основного производства, но каждая работа ценна. Да, есть дом, семья, увлечения, хобби. Это очень важные составляющие жизни для каждого человека. И для меня. Но и самореализация важна. Где? В первую очередь на рабочем месте.
– И у вас никогда не было желания сменить сферу деятельности?
– Никогда. Потому что моя работа мне всегда нравилась. Ктото переходит с места на место. Я – нет. Если и менять что-то, то, считаю, это нужно делать до 40 лет. Пока есть возможность доказать и вырасти. Моя жизнь сложилась, как я того хотел. Свою работу знаю детально.
Новые возможности
– Современные технологии порядком упрощают производственный процесс в любой сфере. Упрощают и человеческий труд. Но усложняют то, что касается техники. За 60 лет в ремонтно-механическом цехе произошли значительные изменения. Получается, сегодня важнее знать, куда и когда нажать на кнопку, чем применить свою силу. Вы согласны с этим?
– Абсолютно согласен: компьютеры, электроника, станки – уже все другое, выше классом. И если предприятие вкладывает деньги в это обновление, это отлично. Знаю, что некоторые до сих пор эксплуатируют старое оборудование. Почему? Потому что в это вкладывалось государство. Сейчас все на рельсах рыночных отношений, в частных руках. Не все могут потянуть современные технологии. А вот наше предприятие – ремонтно-механический металлопрокатный завод ERG Service может делать все! Для этого у нас есть новое оборудование, современное, открывающее новые возможности.
– Какие задачи сегодня стоят перед цехом?
– Свой 60-й юбилей ремонтно-механический цех отмечает в соcтаве ERG Service. Присоединившись пару лет назад к сервисной структуре, предприятию в значительной степени удалось изменить курс. Так сложилось исторически: ранее основным заказчиком являлась рудненская горнодобывающая компания. Сегодня территория услуг значительно расширилась, выйдя да пределы области и даже страны. Наращивая объемы производства, предприятие стремится к расширению номенклатуры и улучшению качества продукции.
– На ваш взгляд, как человека, которому важно, что будет на его предприятии завтра, как привлечь молодежь к рабочим специальностям? Что могло бы изменить ситуацию?
– В этом вопросе нужно реформировать политику государства. Сегодня единственная ценность какая? Деньги. А когда-то фотография на Доске почета, флажок передовика, значок – это было очень значимо, это стимулировало. Вот и теперь нужны рычаги для стимуляции. Чтобы не только деньги человека держали. Хорошо, когда за звание самый передовой цех шли на трудовые подвиги, становились героями соцтруда. Теперь ведь тоже в большом почете Герои Труда Казахстана.
– Вы – настоящий идеолог. И какие ваши предложения?
– Нужно больше пропагандировать ценность труда. В моей молодости это было на каждом шагу, начиная от профориентации в школах и до популярных фильмов, где главными героями всегда были простые рабочие, которые благодаря своим качествам многого добивались. А это трудолюбие, взаимовыручка, честность, ответственность. Если значение этих слов будет понимать большинство, то я буду спокоен: нас будет кому заменить.
– В чем секрет рабочего долголетия?
– Работа должна нравиться. Нужно получать от рабочего процесса удовольствие. Тогда и менять предприятие или организацию не захочется. Мне лично моя работа на заводе ERG Service всегда приносила удовольствие. Этого я всем желаю!
Фото предоставлено пресс-службой ERG Service