В Лисаковске, в школе-лицее, прошел финал военно-спортивной игры «Жас Ұлан».
Особая порода
В игре участвовало 12 военно-патриотических объединений организаций общего среднего и дополнительного образования Амангельдинского, Аулиекольского, Алтынсаринского, Денисовского, Житикаринского, Карабалыкского, Костанайского, Мендыкаринского районов, района Б. Майлина, и городов Костаная, Лисаковска, Рудного. Организатор – Региональный центр физической культуры и дополнительного образования.
Место проведения финала было выбрано неслучайно. Здесь работает-служит военрук Борис Садыкович Куанов. Он и его командный голос были главными на играх. Кроме того, он построил прекрасную базу (отдал этому почти 30 лет). В здании, во дворе школы, организовал тренажерный зал, тир. Там много кубков и трофеев, завоеванных ребятами на подобных военных играх не только в Казахстане, но и за рубежом. Многие из учеников Бориса Садыковича стали профессиональными военными.
Моя родина
Первой дисциплиной конкурса была «Неполная разборка и сборка автомата АК-74». В среднем ребята выполняли разборку и сборку за 40 секунд. Одна девочка так торопилась, что прищемила себе палец. Только сказала «Ой», прикусила губу и продолжила сборку. Только когда закончила, отошла в сторону и позволила себе немного поплакать. На пальце появилась кровь. «На войне, как на войне»...
Лично мне очень понравились ребята из Зареченской школы и военно-патриотического отряда «Жігер». Как-то они все четко и организованно выполняли. Хотя у них не было кадетской формы песочного цвета «Жас сарбаз» и на ногах они не носили мягкие берцы (как многие другие ребята), но уже чувствовалась в них особая, воинская выправка.
Это почувствовалось на строевом смотре. Его проводил Александр Александрович Гринько, преподаватель НВП школы №6 Лисаковска. После выступления каждой команды он указывал на ошибки.
«Поворот при движении, при прохождении с песней не в ногу идете». «Команда когда подается – выйти из строя. В строю рука не прикладывается. Говорите «Есть» и выходите из строя. Вне строя рука к головному убору прикладывается». «Повороты нечеткие и при докладе делаете шаг вправо и становитесь слева от того, кому докладываете». А команде «Жігер» Александр Гринько сказал: «Недостатков нет, молодцы, ребята. Командир – отлично! Становись в строй».
Интересно было наблюдать, как собранные, строгие ребята после завершения программы уходили из квадрата и мгновенно превращались из солдат в мальчиков и девочек. Тут же они начинали хохотать и подначивать друг друга за совершенные ошибки. Часто кто-то в строю на команду «Направо», поворачивал «Налево».
– А это особенный элемент камуфляжа? – спросил у девочки: из-за уха у нее торчал одуванчик.
– Ой, я и забыла про цветок, – рассмеялась девочка. Ее зовут Галина Вольф, она из Новоильинской школы (район Б. Майлина).
– В Германию не собираешься?
– Нет, моя родина здесь...
Строй
Я обратился с вопросом к Александру Гринько:
– Ведь самое важное для солдата – уметь стрелять, уметь угадывать по звуку куда упадет снаряд, мина. А теперь и прятаться от FPV-дронов. Так ли необходима строевая подготовка?
– Да, есть мнение, что строевой подготовкой войну не выиграешь. Но это не просто парадная и не пустая вещь. Она необходима для сплоченности коллектива. Для слаживания бойцов. Строй – это дисциплина, такая же необходимая вещь в условиях боя, как и умение стрелять. Строй – необходимый элемент подготовки настоящего солдата.
Подошел я, конечно, и к команде «Жігер»:
– Кто из вас быстрее других разобрал-собрал автомат?
– Разбор – 9,46. А сбор за 20 секунд.
– А я 12 и 19 секунд – наперебой заговорили ребята и девушки.
– А по подтягиванию?
– 26 – я.
– А подъем туловища?
– 75 у меня.
Эти рекорды далеко уходили за средние показатели других ребят и девушек на играх. В среднем ребята подтягивались 15 раз, а девушки в соревновании «Подъем туловища» – 30-40 раз.
– Ну, вы вообще красавцы. Как зовут командира?
– Темирлан Баймагамбетов, – громко и четко представился командир.
– Геройская фамилия...
Мальчик улыбается: – Мы здесь все геройские...
– Форма у вас пиксельная, не кадетская и на ногах обувь черная – туфли, кроссовки. Нестандартные берцы.
– Нет у нас возможности... Мы не кадетская школа. Форму каждый покупал за свой счет.
– Ясно.
– Дело ведь не в форме, а в содержании, – улыбается Темирлан.
– Это точно так. Вернее, это так точно.
Достижения
– А это вот мы были в 2008 году на международном слете военно-патриотических клубов стран ОДКБ. На Иссык-Куле. Организатором были ГРУ, ветераны разведки РФ. И мы тогда заняли третье место.
Борис Куанов показывает на экране компьютера фотографии юных ребят из своего клуба «Улан». Здесь промелькнула фотография его сына, он стал профессиональным военным. И вот неожиданность, другой его сын – баскетболист, капитан БК «Тобол» Шаим Куанов.
– Ого, а я даже не связал вашу фамилию с Шаимом. Это ведь главная звезда костанайского и казахстанского баскетбола. Ого! Если футбол Костаная связывают с Нурболом Жумаскалиевым, то Шаима называют Нурболом в баскетболе.
Отец, кажется, рад хорошим (и заслуженным) словам о сыне. Но он дальше «листает» фотографии:
– А это вот два парня от 2012 года. Один из Севастополя, тогда еще украинского. А вот тот кто его обнимает – из Иркутска. Надеюсь, у них все хорошо...
Алия
Последней дисциплиной соревнований был военный кросс. Ребята и девушки бежали вокруг школы три круга. Это приблизительно два километра. А потом стреляли из пневматической винтовки. Стреляли из рук вон плохо. Конечно, одышка после бега и волнение. Каждому давалось семь пуль на пять мишеней. Редко кому удавалось выбить хотя бы одну мишень. За каждый промах они бежали штрафные круги (однозначные своим промахам), потом бросали гранаты весом в 500 граммов. Для девочек нужно было перекинуть отметку 15 метров, мальчикам – 25. Одна девочка сошла с дистанции.
– Ты должна закончить кросс, – кричали ей. – Ради команды.
– А мне все равно: я больше не могу...
Я так и не понял для себя – правильно ли поступила девочка. С одной стороны, правильно: каждый человек должен в первую очередь заботиться о себе и своем здоровье. И это сильный поступок – идти наперекор коллективу. Девочка наверняка знала, что подвергнется критике со стороны других ребят из ее команды. Но она сделала так, как хотела и желала. С другой стороны, война и боевые действия подчиняют каждого участника своим законам и главный из них – «сам погибай, а товарища выручай». В общем, я был в растерянности.
«Шире шаг!» – услышал под ухом. На широком шаге бежала к рубежу стрельбы Карина из костанайской школы №5 имени Бауржана Момышулы. И девочка выбила все пять мишеней. Я вспомнил про снайпера Алию Молдагулову.
– Да, уделяю много времени стрельбе, – рассказала Карина Шыниязова после завершения кросса. – Больше, чем строевой подготовке (смеется).
– Но вот гранаты ты бросила плохо... (Карина не добросила свои три гранаты до рубежа, положенному девушкам).
Каждому свое. Кому-то ведь надо точно стрелять, а кому-то далеко бросать гранаты. Воинский отряд ведь и делится на специалистов. Только вместе мы сила. А по отдельности ранимы...