Жители Костаная рассказывают, что в городе продолжают отстреливать бездомных животных. По ночам то и дело во дворах слышны выстрелы и жалобный собачий вой. Четвероногих до полусмерти избивают люди. Понятие «ответственное обращение с животными» – это пока теория, разве что закрепленная в законе. Зооволонтеры сбились с ног и скоро разорятся на лечении тех, кого калечат люди.
2 марта 2022 года в Казахстане запретили отстрел бродячих животных, на который ежегодно выделялось свыше миллиарда тенге.
Рокки
Этого пса зооволонтеры нашли почти мертвым. Думали, собаку сбила машина – увы, нередко водители переезжают животных и даже не стремятся помочь. Простые люди собрали деньги, отвезли хвостатого к ветеринару. Там выяснилось, что пса избили до такого состояния палкой с гвоздем...
У Рокки был искалечен череп, шея, ухо, глаз. Животному едва удалось спасти жизнь. Наложили множество швов, одно ухо пришлось отрезать. Сейчас его курируют волонтеры группы «Рука помощи животным», навещают каждый день. Само собой, к людям Рокки первое время совсем не подходил, ведь его покалечили те, кого он сам подпустил. Те, кто держал его, пока он пытался вырваться и наверняка кричал от боли...
Как сообщили в Департаменте полиции по Костанайской области, в прошлом году по жестокому обращению с животными было зарегистрировано 10 фактов, из них восемь прекращено, один направлен на рассмотрение в суд и один находится в производстве. В текущем году зарегистрировано два таких факта, оба находятся в производстве . Это касается дел по статье 316 УК РК «Жестокое обращение с животными».Сейчас Рокки радостно виляет хвостом при виде своего куратора Натальи. Он идет на поправку, и даже воротник уже сняли. Благодарно заглядывает в глаза. Собаки не помнят обид. Они помнят, что чем-то не угодили человеку. Крупный пес не потерял веру в людей. А его спасители давно потеряли...
Выстрелы...
В редакцию «КН» обратился Игорь Иноземцев. Он рассказал, как несколько дней отчаянно пытался найти трех собак, которые пропали ночью с места его работы. Из того, что ему в итоге удалось выяснить, – один из коллег вызвал отлов, приехали люди и забрали собак. Но в каком направлении увезли и какая была машина, никто не знает. Очевидцы рассказывают, что в собак стреляли. Попали в четверых, но на Снежка яд не подействовал. Увезли пятнистую Зиту, четырехлетнюю Ксюшу и пса по кличке Дизель.
– Запрещен ведь отстрел! Мне сначала сказали, что их увезли куда-то в приют. Я начал сам разбираться, искать. Сейчас точно уверен, что их уже просто нет. Я за этими собаками ухаживал, каждое утро варю им ведро каши с курицей, кормлю. Они не были агрессивными. Сейчас остались еще собаки. Вот Синди, Канапушка, Муся, Пятнышко. А тех больше нет. Когда уже нашел организацию, которую, как оказалось, вызвал коллега, позвонил им, они сказали, что собаки уплыли по Тоболу...
Игорю удалось кое-что выяснить. Но он не называет имен и марок машин тех, кто стрелял. В полицию не обращается. И разглашать детали не может, потому что нет доказательств. А в полиции «КН» прокомментировали, что обращений насчет незаконного отстрела у них не зарегистрировано. Между тем ежедневно зооволонтерам рассказывают о звуках выстрелов и характерном лае собак. Зоозащитники в свою очередь без прямых доказательств – фото, видео – никак повлиять на ситуацию не могут. Само собой, доказательства нужны и полиции. Вот, например, результат дела о сброшенной с высоты беременной кошке в Лисаковске. Падение и удар о бетонный пол зафиксировала камера видеонаблюдения. А вот кто ее скинул, полицейские пытались выяснить с помощью опроса жильцов. В итоге административное (!) производство закрыли, прокомментировав так: «Установить очевидцев происшествия не представилось возможным».
Пропавшие собаки Игоря Иноземцева, увы, не единственные.
– Нам поступил запрос от кураторов животных, что на одной из территорий. Оттуда пропали собаки: приехала машина, люди представились отловом, забрали животных, обещали стерилизовать и вернуть. Мы подали запрос в управление ветеринарии об этих собаках, знаем, как они выглядят, и давно наблюдали за их социализацией. Добрые, контактные. Также пропала биркованная собака, отлов таких животных вообще запрещен. Мы ждем официального ответа о том, где они находятся, в каком ПВС, как их кормят и содержат. Согласно закону, служба должна была вести фото-, видеофиксацию отлова, но мы недавно видели машины ветеринарной станции Костанайского района и не заметили их видеооборудования, – прокомментировала зоозащитник ОО «Надежда плюс kst» Ольга Соловьева.
Пробовали мясо собак?
В Костанае есть кафе, где подают такие блюда. Но где берут для этого животных, остается только догадываться. Анара (имя изменено по просьбе героини) рассказала корреспонденту «КН», что на территории садового общества «Автомобилист» неоднократно находили головы и шкуры собак. Раньше она об этом только слышала, а недавно обнаружила останки сама. На мусорке.
– До этого знаю точно, что находили в мешке голову и шкуру алабая. Я тоже нашла такой мешок. Знала бы, кто это делает, сама бы задержала до приезда полиции. Но как я буду искать по дачам? – сетует женщина.
Зоозащитники подтверждают – факты убоя собак на мясо не раз находили косвенные подтверждения. Но нужны факты, чтобы привлечь виновных к ответственности.
– За любые достоверные сведения – фото, видео по точкам, где идет убой собак на мясо, точек сбыта – кафе, которые продают собачье мясо, мы готовы заплатить от 50 тысяч тенге. Можно отправить анонимно, номер WhatsApp +7-705-462-98-19. Главное, чтобы было видно, кто на видео. Чтобы можно было понять географию, – отметила Ольга Соловьева.У Департамента полиции полномочий на проверку заведений, где подают мясо собак, нет. В санэпидемстанции корреспонденту «КН» прокомментировали:
– Обращения о фактах реализации продукции, изготовленной из мяса собак, в органы санитарно-эпидемиологической службы не поступали. Согласно требованиям санитарных правил, реализация непродуктивных животных (мясо собак) на объектах питания запрещена. При наличии таких фактов, необходимо обратиться в органы СЭС с приложением подтверждающих доказательств (фото, видео, чек и т.д.).