В рамках меморандума онкологи из казахского НИИ онкологии и радиологии выезжают в регионы и делятся своим опытом и наработками. В этом году впервые специалисты провели мастер-класс в Костанайской городской онкобольнице.
Пациентов много
По словам онкоуролога городской онкобольницы Булата Ваисова, заболевших с новообразованиями урологического профиля в Костанайской области предостаточно. Каждую неделю идут операции. И опыт алматинского коллеги – онколога, уролога, хирурга и руководителя центра онкоурологии КАЗНИИОР Хусана Умурзакова (на снимке) – как нельзя пришелся кстати.
Для мастер-класса запланировали четыре операции: лапароскопическая нефроэктомия (удаление почки) и три – одна лапароскопическая и две открытые – на предстательные железы с доказанным злокачественным процессом. Операции шли одна за другой в прямом эфире. Для всех урологов области организовали онлайнтрансляцию в Zoom.
Путь к совершенству
В Костанае Хусан Умурзаков впервые. За плечами 15 лет опыта и желание делиться своими наработками, умениями. Есть в операционной у каждого врача свои лайфхаки, выведенные опытным путем. Нет, операции в онкобольнице не новые, зато теперь усовершенствованные.
Большой акцент на малоинвазивные хирургические вмешательства, на заботу о пациенте. Это быстрое послеоперационное восстановление, минимальная травматизация, минимальные осложнения. По статистике, чаще всего пациенты в онкоурологии – мужчины старше 50 лет. А вероятность онкологии повышается в разы в этом возрасте.
– Чем старше человек, тем выше вероятность мутации клеток, – объясняет Хусан Умурзаков. – Есть такая теория, не доказанная, что человек умирает не от возраста, а от рака. 50 лет назад не было ни такой диагностики, ни такого оборудования.
Раньше – лучше
Злокачественные новообразования в мире очень распространенные. За год выявляют до 20 миллионов заболевших. В Казахстане в год диагноз подтверждают у двух-трех тысяч человек. Это высокие показатели.
– Но нужно понимать, что онкология не приговор, – уверяет доктор Хусан Талипбаевич. – 90% всех несистемных – органных – онкопатологий излечиваются стопроцентно на ранней стадии. Поэтому необходимо упор делать на службу первичной медико-санитарной помощи. Если будем развивать раннюю диагностику, то забудем про слово «приговор», и онкозаболевание будет лечиться как стандартное. Большинство опухолей выявляются как раз на профосмотре. Жаль, что в системе онкоурологии отменили скрининг на рак предстательной железы. Пока он проводился несколько лет, случаев с запущенной стадией стало намного меньше.
Хусан Умурзаков уверен: если человек не будет игнорировать скрининги, раз в год делать биохимический анализ крови, анализ мочи, УЗИ всех органов и рентген грудной клетки (пора отходить от флюорографии), то выявленная патология обязательно будет на ранней стадии. Новообразование – вялотекущий процесс мутации клеток. Так что за год врач не проглядит рак в первой и второй стадиях.
Доверяй – не проверяй
Что касается онколечения, то на самом деле Казахстан в этом вопросе ничем не отличается от протоколов диагностики и лечения за рубежом – в России, Израиле, Турции. А по сравнению со странами Центральной Азии, так мы и вовсе впереди идем. – У нас пока нет роботов, наши врачи проводят операции своими руками, но результат один, – рассказывает Хусан Умурзаков. – А скольких казахстанские онкологи вылечили пациентов?! Хоть кто-то об этом написал? Нет. Зато когда приходят к нам с запущенной стадией, то ждут от врача чуда. В противном случае потоки брани, жалоб и негатива... И скольких я видел пациентов, которые не доверились нашему мнению, уехали за рубеж на операцию. В итоге приезжали на носилках. Врачам надо доверять и сотрудничать с ними. Ведь обе стороны заинтересованы выиграть у болезни.