Она творила сто лет назад, а посмотришь на картины – словно вчера. Ее называли «амазонкой авангарда». Влюбленный в нее поэт впервые ввел такое понятие, как «заумь»... Корреспондент «КН» побывал на выставке «Кубок созвучий», посвященной творчеству Ольги РОЗАНОВОЙ, основательнице особого направления в живописи – цветописи.
Высоко сижу, далеко гляжу
Этого не может быть! Всего восемь лет творчества, и человек вошел в историю мирового изобразительного искусства, как основатель направления, последователи которого есть и сегодня, век спустя. Вот и я, увидев анонс выставки Ольги Розановой в стенах одного из московских центров современного искусства, не мог пропустить это событие.
Первая неожиданность – охранники на каждом шагу, как в Алмазном фонде. Понятно почему: что ни картина, то пяти-шестизначная стоимость, причем в иностранной валюте. Работам больше ста лет. Но, подчеркну, выставка там, где посетители встречаются с современным искусством. Возможно, машина времени все-таки существует. И Розанова случайно переместилась во времени, промахнувшись на сотню лет. И создала целое течение в искусстве.
Вы и сами посмотрите на ее работы. Что ни картина, то загадка. Лучше попробуйте угадать, где изображена пивная, где кузница, а где стол журналиста. Без намеков и подсказок. Тем более что чернильницу в те годы использовали и в питейных заведениях, силуэт лошади мог появиться и на столе у коллеги, писавшего репортаж с лошадиных скачек, а пустая бутылка и вовсе могла быть где угодно... Плюс «Пиковая дама», «Червовый валет», «Трефовый король», «Четыре туза» – азартная была женщина.
Заумные стихи
Ольга Розанова родилась вскоре после отмены крепостного права – в 1886 году. Судьба отмерила ей только 32 года жизни (художница умерла от дифтерита). Но Розанова успела стать признанным живописцем, графиком, так называемой художницей книги, иллюстратором. Запомнилась как очень талантливый колорист, создатель собственного направления в абстракционизме – цветописи. Она оформляла новые книги поэтов-футуристов, в том числе Владимира Маяковского. Кстати, он посвятил ей цикл стихотворений с на д п исью «Светлой О. В. Р. – эти стихи». Поэт Бенедикт Лившиц называл Розанову «амазонкой русского авангарда». А она была участ - ницей самого крупного творческого объединения раннего авангарда «Бубновый валет», а позже – общества «Супремус», которое возглавлял сам Казимир Малевич. К слову, термин «супрематизм» используют для характеристики абстрактных картин, состоящих из комбинаций разноцветных плоскостей простейших геометрических форм. У Розановой эти геометрические цветные формы прямотаки вырываются из холста.
Другой поэт, влюбленный в нее Алексей Крученых, ввел в поэзию понятие «заумь», то есть абстрактный, беспредметный язык. Да и она сама пробовала свои силы в абстрактной поэзии. Ее стих «Кубок созвучий», о котором до сих пор спорят лингвисты, стал названием для выставки:
Согласные и гласные рифмы – кубок созвучий,
збржест дзебан,
жбзмец дексагатан,
жмагауц этта,
жмуц дехха,
умерец иттера.
Первое впечатление: какая нелепица! Но не торопитесь. Попробуйте прочитать еще раз, медленнее. Кто-то увидит барханы и бредущих по пустыне верблюдов. Другому откроется картинка с бурной рекой и порогами, по которым плывет лодка. У вас будут другие ассоциации. А, значит, стихи и автор достигли своей цели.
Самый красивый символ
Есть термин «эффект губной помады». Он возник во времена Великой депрессии в США. Смысл в том, что даже в тяжелые годы кризиса, будь то отдельно взятая страна или весь мир, по статистике растет продажа именно этого элемента косметики. И как бы плохо не было, в ней (помаде) женщина себе не откажет. Вот и во времена Второй мировой войны (удивительно, но факт) красная помада стала символом сопротивления нацистскому режиму. Гитлер ненавидел помаду, так как считал ее вульгарной. Кроме того, он был вегетарианцем, а тогда ее делали из животного жира. Красный цвет помады сопротивления называли «Montezuma Red». Почему выбрали этот цвет? Он был в тон кантов военной формы тех, кто противостоял фашизму.
Вот и на выставке, посвященной Ольге Розановой, одним из самых востребованных у любителей селфи был триптих «Помада» (на снимке). Да, это не цельная картина. Это три полотна: черный квадрат, зеленый прямоугольник и красный прямоугольник. Но делаешь десять шагов от картин – и вот она, красная помада!
Напомню, парижские парфюмеры представили первую в истории современную губную помаду в 1884 году. Она была обернута в шелковую бумагу и сделана из оленьего сала, касторового масла и пчелиного воска. Благодаря изобретению Мориса Леви в 1915 году – это был металлический контейнер для помады – стало возможным запустить массовое производство. Вот и художнице, а прежде всего, женщине Ольге Розановой подруга привезла из Парижа новинку – красную помаду. Та была настолько впечатлена, что объявила помаду самым красивым символом жизни и говорила: «Вот накрасила женщина губы, и всем вокруг хорошо, все понимают, что жизнь продолжается, как бы страшно временами не было».