В регионе 11 лесхозов и всего два базовых питомника. Базовых пород деревьев, культивируемых в регионе, тоже две – сосна обыкновенная и береза повислая. Реальность такова: один из питомников вынужденно теряет свою уникальность в угоду обязательной березе.
Но что особенно важно, не теряет своего лица. Речь о Пригородном лесхозе и его постоянном питомнике.
По плану
Пирамидальные и серебристые тополя, ива древовидная и матсудана, береза, черемуха, дуб, рябина, смородина, арония, ирга, груша и другие. Двадцатью двумя породами лиственных насаждений питомник Пригородного мог похвастать еще пять лет назад. Прибыль по линии хозрасчета достигала 8 млн тенге в год. Сейчас здесь осталась небольшая полоса дубов, но и те в скором времени изведут. Земля, буквально каждый ее сантиметр, нужна под березу. Иначе и без того проблемная реализация Комплексного плана воспроизводства лесов грозит стать провальной.
– Сейчас мы отказались от разведения любых пород деревьев, за исключением березы. Увеличиваем площадь под ее посев. Ситуация сложная. План был объявлен в конце 2020 года. И все последующие годы были неурожайными по части семян, – поясняет начальник питомника Анатолий Маркетан.
Расчёты
Констатация факта – четыре года подряд лесники получают либо неликвид, либо семена самого низкого класса, третьего. По этой причине увеличивается норма высева. Если первый класс сеют из расчета 70 кг на гектар, то семена третьего – 140. То есть расход в два раза больше. Да, семена плоховаты, но всхожесть они тем не менее дают. При норме 350 тысяч сеянцев на гектар, в прошлом году в питомнике получили 295 тысяч даже при третьем классе. Это хороший результат при таких обстоятельствах.
Правда, семян в запасах не осталось вовсе. Собирать их начнут летом. Каким будет качество нового урожая? Говорить рано: большое влияние имеет погода. Нельзя пока говорить и о качестве сеянцев, их, как и цыплят, по осени считают. При расчете четыре тысячи сеянцев на гектар всего объема питомника, учитывая и молодняк-двухлетку, должно хватить на 87,5 га. Это лучший сценарий, не учитывающий объемы осенней выбраковки.
Где миллион?
Речь об арабском миллионе долларов, выделенном региону после трагедии в Аулиекольских лесах в 2022 году. Часть этой суммы буквально стоит во дворе администрации питомника.
– В прошлом году приобрели автомобиль УАЗ, автобус, 4 вагона, 2 трактора и 4 единицы навесного оборудования. Плюс в этом году пришло 6 дождевальных установок. 4 из них уедут в Басаманский лесхоз: там располагается второй постоянный питомник. Это агрегаты для орошения. Также заказаны насосные станции, – рассказывает Анатолий Маркетан.
Если говорить прямо, то все это добро должно быть в питомнике и без арабских вливаний. Однако, если бы не щедрость шейхов, здесь буквально было бы нечем копать землю в этом году. Простой пример – единственный трактор обслуживал питомник 20 лет. Он до того изношен, что на эту тему здесь шутят: это не работники на тракторе ездят, а он на работниках. Так что арабам от костанайских лесников большой рахмет.
Сократили до трёх
Это уже о севообороте. 14 лесопригодных гектаров питомника (это продуцирующая площадь, общая составляет 88 га) подвергают трехпольному севообороту: черный пар, сеянцы – однолетка, двухлетка. От четырехпольного севооборота пришлось отказаться, упразднив фазу сидерации – опять же в угоду Комплексному плану. Время не ждет, поручение нужно исполнять при любом раскладе. Объемы Плана ежегодно возрастают. К примеру, если в прошлом году на территории питомника сеяли два гектара березы, то в этом нужно посадить уже четыре.
Вся эта история не вполне вяжется со штатным расписанием учреждения. Постоянных лесокультурников в нем нет. План – есть, а рабочих рук – нет. Как это понимать?
– Это действительно так. У нас работают только временные, сезонные люди. В основном школьники от 14 лет. Сейчас они заняты прополкой. Мы уже избавились от пастушьей сумки, одуванчиков. Скоро пырей пойдет, – поясняет руководитель питомника.
Сорняка в этом году много. Причина – большой влагозаряд почвы. Осень осадками напитала, потом весна. Для сорняка такое стечение обстоятельств, что котику сметанка.
Но вернемся к неувязке. Получается, что львиная доля работы ложится на плечи подростков. Это является большой проблемой, говорит Анатолий Маркетан. Многие из ребят даже тяпку в руках держать не умеют.
– На данный момент устроено 30 человек. Текучка бешеная. В прошлом году в списках временных работников у нас побывало более 120 человек. Многие из приходящих не знают азов, я теряю драгоценное время на их обучение. Это время, которого у нас и так нет...