Не так уж редко подрядчика признают недобросовестным. А как в этом смысле с заказчиком? Мы решили проанализировать не самое гиблое дело – благодаря надзорным и судейским инстанциям, репутацию строительной компании удалось отстоять.
Амбулатория во Владимировке готова, но без газа, света и воды.
Истцы и ответчики
Специализированный межрайонный экономический суд Костанайской области рассмотрел в открытом судебном заседании электронное гражданское дело по иску ГУ «Управление строительства, архитектуры и градостроительства Костанайской области». Ответчик – ТОО «Производственно-коммерческая фирма «Гренада». Начнем с описательной части. 21 июня 2023 года стороны заключили договор о госзакупках в сфере строительства №145, «по которому ответчик принял обязательство в течение пяти месяцев с даты получения талона о начале строительно-монтажных работ выполнить их по объекту «Врачебная амбулатория в п. Октябрьский г. Лисаковска» на сумму 541 276 593,26 тенге. Допсоглашением финансирование на сумму 37 889 361,54 тенге было перенесено на 2024 год.
Теперь, почему заказчик обратился с иском в суд, просил признать ответчика недобросовестным участником госзакупок и взыскать с него 1 303 762,49 тенге неустойки (в ходе рассмотрения дела размер неустойки вырос до 4 281 497,85 тенге)? В документе сказано: «иск мотивирован тем, что срок выполнения работ истек 10 января 2024 года». На дату 30 января этого года обязательства были исполнены на 87 процентов.
Сроки скоры на бумаге
В суде ответчик объяснил, что помешало выполнить работу в срок. Во главу аргументации встали просчеты проектно-сметной документации: «на момент подачи иска работы не были окончены из-за отсутствия проектных решений».
Как поясняет руководитель компании-ответчика, «в течение всего срока исполнения договора приходилось выполнять работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией (ПСД). Иногда делали больше графика, но работу остановила зима». Этому предшествовала инициатива заказчика (от 11 октября 2023 года) заменить блочно-модульную котельную (БМК) на твердом топливе на газовую БМК.
Пересогласовано было и подключение системы наружного водоснабжения к постоянному центральному водопроводу. Но еще 24 февраля 2024 года заказчик не предоставил необходимые расчеты потребляемой мощности БМК для монтажа газопровода. Проект с точкой подключения электроснабжения не был учтен с 3 августа 2023 года и нет его до сих пор. Куда подключать газ, подрядчик также не был уведомлен документально. Целый букет технических мер «на авось» заказчик, выходит, оставил без внимания.
Проектных решений нет до сих пор. Зато имел место иск и такой нюанс, как отсутствие представителя авторского надзора на судебном разбирательстве. ТОО «Архстрой-2005», осуществляющее авторский надзор на объекте, как следует из документов суда, своего представителя не обеспечило и о причинах этого не сообщило.
«Отказать»
В резолютивной части решение суда, если кратко, опирается на статьи 223-226 ГПК: «В удовлетворении иска ГУ «Управление строительства, архитектуры и градостроительства акимата Костанайской области к ТОО «ПКФ «Гренада» о признании недобросовестным участником государственных закупок и взыскании неустойки – отказать».Один из постоянных экспертов «КН», в свое время курировавший строительство (за деньги бюджета) в Костанайской области, на вопрос «Легко ли испортить жизнь подрядчику?», ответил так:
– Что значит «испортить» и кем? Если чиновник, ответственный за конкурс, то это коррупционное преступление. Если вмешивается конкурент, вариантов много. Например, он начинает писать жалобы. Бывает, проблема складывается из разряда, извиняюсь, «раздолбайства», пальцем показывать не будем в сторону адресатов. Но когда не стыкуется финансирование смежников – срываются сроки исполнения заказа у главного подрядчика. Развивать бизнес за счет бюджета, все равно, что двигаться по гололеду. В Костанае есть компании, которые строят за свой счет, бюджет обходят стороной. Не все имеют такую возможность, поэтому держатся за госзаказ, что сопряжено с демпингом при участии в конкурсах, а потом тот же демпинг приводит к нехватке денег на завершение проекта. «Косяки» проектировщиков – тема отдельная. Профессионалов старой закалки уже нет, молодежь не учат или учат плохо. Такое случается нередко, но так работать нельзя, вот что надо понять.
День сурка?
Может, високосный год повлиял, звезды не так сошлись, но у «Гренады», в июне компания в 31-й раз именинница, не заладилось со строительством амбулатории в селе Владимировка Костанайского района и особо крупного объекта – средней общеобразовательной школы на 900 мест в костанайском микрорайоне «Кунай». Цена проекта школы – более двух миллиардов тенге. Срок по договору – до 31 декабря 2023 года. Акты выполненных работ точно на ту сумму, указанную в документах – 2 252 309 356,80 тенге – заказчику представлены и подписаны им. Однако на сегодняшний день заказчик не выплатил подрядчику 498 049 872,80 тенге. Причины 3 мая 2024 года рассмотрел Специализированный экономический суд Костанайской области.
Истец и ответчик те же (см. выше). Истец требует признать «Гренаду» недобросовестным участником госзакупок и взыскать неустойку. Причины: в полном объеме не выполнены фасадные и внутриотделочные работы. Сумма неустойки – почти 13 млн тенге – в ходе суда возросла до 28 млн тенге.
Ответчики объяснили, что «по договору все акты выполненных работ сданы 27 декабря 2023 года и подписаны заказчиком. Но теплоснабжение заказчик не обеспечил и внутриотделочные работы не могли производиться». Этот факт подтвердил представитель третьего лица господин Шукенов (вел технический надзор): здание не было подключено к теплоснабжению, внутри него работать было нельзя. Повлияло на сроки и несоответствие ПСД. Это подтвердил господин Пягай, также осуществлявший авторский надзор на объекте. По фасаду надо было произвести штукатурно-малярные работы, а подрядчик (по согласованию) использовал фиброцементные плиты, более дорогой материал.
По словам директора компании Ольги Громченко, «объемы фактически выполняемых работ превышают проектные по многим позициям. Необходимы дополнительные сроки и финансы для окончания работы».
Школа в Кунае выглядит достойно, но внутри пока только черновая отделка. Зимой не было отопления – работы не проводились.
«Проекты из сундуков 60-х»
– Считаю, что некоторые проекты достают из сундуков 60-х, чтобы строить новые объекты. Или им доверия больше, или проектировщики выбирают легкий путь. В селах работаем на соцобъектах, акимы района и села просят внести что-то новое, особенно директора школ хотят современных решений. Но мы повязаны такими тусклыми проектами, авторов которых потом и заказчики не могут найти, – говорит директор.
Частично
Суд отказался признать «Гренаду» недобросовестным застройщиком, но неустойку 10 млн тенге вменил, плюс 300 тысяч тенге госпошлины.
По школе в п. Кунай 8 января 2024 года имело место экспертное заключение, в котором было изучено, по какой причине обрушилась часть крыши спортивного зала. Это много страниц, хотя вывод – шесть строк. Причиной признано «разрушение несущей колонны», а далее объясняется, что ее разрушило. Подготовили свое заключение и челябинские специалисты. Не в компетенции газеты оценить точку зрения экспертов, но редакция располагает этими документами.
«Мы ехали шагом, мы мчались в боях...»
Это из Михаила Светлова, стихотворение «Гренада». Не удержалась, чтобы не припомнить. 22 апреля 2024 года Специализированный межрайонный экономический суд Костанайской области выносит решение уже по третьему иску того же истца к тому же ответчику – по амбулатории в селе Владимировском Костанайского района. Здесь, как и в Октябрьском, было решено БМК на твердом топливе заменить на газовое. Газетной полосы мало для пересказа серьезной и беспристрастной работы суда. Истцу было отказано признать «Гренаду» недобросовестным участником государственных закупок.
Что происходит?
Нам остается спросить: что происходит? О недобросовестных подрядчиках не говорит только ленивый. Но это же роковое слово «недобросовестный» – не получишь заказ от кого бы то ни было, потеряешь доверие и людей, которым придется искать новых работодателей. Юридического статуса «недобросовестный заказчик» вроде не существует. Но, может быть, и он порой необходим? Хотя дело не только в этом. А в том, что главный заказчик – население – мается без функциональных медучреждений, особенно в селах. Школы – источник знаний, опора страны. Разве только суды должны шаг за шагом разбираться, почему срываются сроки их сдачи в эксплуатацию? Этажей и кабинетов у МИО вполне достаточно, чтобы вовремя реагировать на пробелы в проектах и не только в них.
Фото предоставлены ТОО «ПКФ «Гренада»