Казахстану в мире сейчас уделяют самое пристальное внимание.
Сеул изволил...
На прошлой неделе Астану впервые посетил президент Южной Кореи Юн Сук Ёль. По итогам встречи подписан целый ряд документов, прежде всего, в экономической плоскости. Визит оказался в поле зрения мировых СМИ.
Автор статьи в американском журнале Diplomat Кэтрин Путц обращает внимание на его основные цели: энергетика, технологии, производство. Причем это касается не только Казахстана – ведь южно-корейский лидер побывал еще и в Туркменистане и Узбекистане. Отсюда вывод: Южную Корею интересует весь регион Центральной Азии. Именно поэтому Сеул намерен в 2025 году провести у себя саммит с пятью странами Центральной Азии. Точно так же, как это уже сделали в течение 2023-2024 годов Китай и США.
Японский журнал Nikkei Asia пишет, что Юн Сук Ёль в ходе визита проявлял интерес в доступе к редкоземельным минералам. Ведь ведущие компании Южной Кореи производят полупроводники и аккумуляторы именно из редкоземельных металлов. Известно, что в Астане действительно подписали десятки контрактов на разведку таких металлов.
Посланник от ЕС
Он снова – с визитом «устрашения» в Казахстан. Запад продолжает следить за выполнением республикой введенной им против России санкционной политики. Хоть Казахстан к ней не присоединился, но в собственных интересах вынужден соблюдать осторожность. Повод для новых претензий Евросоюза – в санкционный список включена казахстанская компания «КБР-Технологии». В казахстанском правительстве не видят для этого повода, но, как заметил заместитель премьерминистра Серик Жумангарин, у санкционирующих стран есть свои методы выявления «сомнительных» компаний. Поэтому казахстанской стороне придется с возникшей проблемой разбираться. «Надо привыкать, что подобные ситуации в будущем будут повторяться», – заметил он. Спецпосланник Евросоюза должен прибыть в Казахстан уже на этой неделе.
Центральная Азия готова разговаривать
9 августа 2024 года в Астане пройдет саммит глав государств Центральной Азии. На нем планируется подписать Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в 21 веке. В преддверии этого мероприятия был организован видеомост Астана – Москва – Бишкек – Ташкент. Кому будет выгоден союз пяти центрально-азиатских государств? Директор российского Агентства этнонациональных стратегий Александр Кобринский высказался так:
– Никому не нужен сильный регион. 75-80 миллионов человек – это серьезный рынок и серьезная сила в мировой политике, и никому не нужно, чтобы они объединились. Если кто и заинтересован в таком объединении, то это ближайшие соседи – Россия и Китай.
По его мнению, вызовы, которые бросают внешние силы сегодня, настолько сильные, что маленькие государства по отдельности справиться с ними не могут.
«Главная цель для Центральной Азии – это создание пространства устойчивого развития, – эту точку зрения во время телемоста высказал представитель казахстанского института общественного развития Риззат Тасым. – Растущая сплоченность стран региона приводит к переосмыслению роли Центральной Азии, особенно в евразийских делах».
По мнению представителя Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России Вадима Козюлина, в предстоящем интеграционном объединении стран ЦА объединяющим центром станет Казахстан.
«Здесь Казахстан выступает в качестве лидера, и не просто с добрыми словами, но с целой стратегией региональной кооперации Центральной Азии до 2040 года», – заявил он.
Президент международного центра геополитического прогнозирования «Восток-Запад» Карлыгаш Нугманова также считает, что будущее региона – за интеграцией. Только так, по ее словам, страны могут противостоять натиску крупных игроков, которые активизировались в регионе. И зачастили в Центрально-Азиатский регион за ресурсами.
Не бесполезный обмен мнениями перед августовским событием.