В правительстве изучают вопрос, который вынесла на повестку дня петиция противников сегодняшнего положения дел.
Не выделение, а освобождение
Речь об утильсборе и первичной регистрации автомобилей. Отменить и то, и другое предложили инициаторы петиции, которую в марте разместили на сайте Epetition.kz. Об этом «КН» рассказали в номере от 30 мая в материале «Нужен взвешенный подход». Петиция набрала более 50 тысяч подписей. А раз так, то ее сейчас рассматривают в правительстве. Для чего создали комиссию, которая изучает мнения не только противников, но и сторонников утильсбора. Дней десять назад рабочая группа по этому вопросу посетила алматинские автозаводы, принадлежащие компании «Астана Моторс». Надо подчеркнуть, что авторы петиции называли владельца этих заводов одним из выгодополучателей утильсбора.
Вице-министр экологии и природных ресурсов Жомарт Алиев откровенно сказал, что в обществе сложилось определенное мнение, в том числе изза истории с компанией «Оператор РОП», а также из-за возникшего информационного вакуума, которому министерство вовремя не дало детального объяснения. Зато теперь в ведомстве намерены все разложить по полочкам.
Вице-министр пояснил, что средства от утильсбора тратят только на цели, прописанные Экологическим кодексом. Среди них есть и поддержка автопрома. Но в данном случае она заключается не в выделении денег автопроизводителям, а в освобождении их от утильсбора. Иными словами, ввозимый в страну автомобиль иностранного производства облагается утильсбором, зато в цене машины отечественного производства этого сбора нет.
Жареный петух
Пословица о том, что он клюет нерасторопных, всякий раз вспоминается, когда в обществе возникают подобные противостояния. Утильсбор, который был введен в 2016 году, уже не раз подвергался критике населения из-за удорожания ввозимых в страну подержанных иномарок. Даже когда он существенно снизился в 2022 году, то все равно не получил одобрения казахстанцев, поскольку был и остался косвенным налогом. Но говорить на эту тему с населением чиновники не стремились. И зря.
На что сегодня опираются госмужи, объясняя необходимость существования утильсбора? Кроют тем, что резко снизился ввоз старых иномарок. Плюс доля продаж отечественных автомашин на внутреннем рынке в 2023 году достигла 71% в сравнении с 26% – такая цифра была до 2016 года. Нет, никто не говорит, что развитие отечественного автопрома произошло исключительно с введением утильсбора. Этому, понятно, способствовали и льготные автокредиты.
Не стоит снижать значение этого экономического инструмента. Он ведь не только закрывает страну от автохлама и стимулирует отечественное производство, но и привлекает иностранных инвесторов, поскольку гарантирует им рынок сбыта, свободный от наплыва дешевых подержанных машин. Кстати, Костанай сейчас приводят в качестве примера: корейская компания KIA строит в городе завод полного цикла по производству автомобилей.
Хочешь продать – создай
Чтобы не говорили, но приход иностранных производителей в казахстанское автомобилестроение совпадает с периодом действия на внутреннем рынке утилизационного сбора. Этому не надо удивляться. Ведь во многих странах автомобили, собранные за границей, облагаются огромными пошлинами. Но если какой-то автопроизводитель настойчиво стремится прорваться на определенный иностранный рынок, то он может достичь своей цели благодаря созданию собственного производства на территории государства, которое его интересует.
Именно этот принцип использует правительство Казахстана. Причем развитие автопрома должно потянуть за собой и смежные производства. Ведь перед казахстанскими автопроизводителями ставится задача по увеличению локализации – организации полного цикла производства: от добычи сырья и изготовления комплектующих до собственно сборки на конвейере из казахстанских деталей.