Мыслями на заданную тему делится директор Центра науки КРУ имени А. Байтұрсынұлы, член Общественного совета Костанайской области, кандидат экономических наук Андрей Петрович КОВАЛЬ.
«Не от хорошей жизни»
– Оттолкнусь от высказывания на заседании сената председателя верхней палаты парламента (13 июня. – Прим. авт.) господина Ашимбаева о том, что стране нужно жить по средствам, и в этом контексте упорядочить расходы Национального фонда. Заявление одного из ключевых игроков на политическом поле симптоматично: явная критика в адрес правительства сформулирована не вдруг, а в результате обсуждений, в том числе среди депутатов. Люди такого ранга, «тяжеловесы», не имеют права высказываться без уверенности и убежденности. Поэтому тема широко обсуждается и не только в лояльных СМИ. Хотя доходы и расходы Нацфонда не впервые на повестке дня, вопрос остается как минимум актуальным. Не менее злободневным считаю высказывание спикера о недофинансировании регионов, разрыве между расходами и доходами (см. врезку).
Национальный фонд задумывался как фонд будущих поколений. Но сегодня он играет на текущую задачу – трехлетнего бюджета. Что не так? Куда вкладываем, куда не вкладываем? Бюджет обезличен, и изъятия из Нацфонда идут в «общий котел». Декларируется, что бюджет социально ориентированный, заведомо это надо понимать, что деньги тратятся на народ Казахстана – имеются в виду дети, пенсионеры, инвалиды. Все получают свою долю, и на первый взгляд все выглядит вполне благопристойно (см. врезку).
«Пафосные проекты никуда не делись»
– Если не называть пафосные проекты «пафосными», можно считать, что мы от них избавились. На самом деле они никуда не делись. ЛРТ – легкорельсовый транспорт в столице – стал притчей во языцех. В этот проект загнали много денег и, похоже, продолжают это делать только лишь потому, что отказаться от него страшно, опять же из-за страшных трат. Но есть поговорка про зайца, который «кобылу съел». Это к тому, что пока обсчитывают ЛРТ, в разных местах во глубине государства, есть задумки поменьше, не на виду, но в совокупности они стоят миллиарды и миллиарды. Нужно регулярно выявлять неэффективные замыслы и резать их до того, как они потребуют на себя расходов – тем самым спасая бюджет, а, значит, и Национальный фонд. У нас в области тоже не раз возникали «красивые» идеи, буду говорить в прошедшем времени, по крайней мере городским скверам, малой архитектуре досталось. Были проекты, которые финансировал Банк развития Казахстана, хотя особой нужды в них не наблюдалось, и итог оказался провальным.
«Мы видим недофинансирование регионов и проблемы с трансфертами... У нас есть несколько системных проблем – несбалансированность расходной и доходной частей бюджета; у нас сегодня огромные расходы, а по доходам – проблема. Мы используем Нацфонд, но это же не от хорошей жизни. Идет огромный разрыв между расходами и доходами...».«Для однодневок – не барьер»
М. АШИМБАЕВ
– Надо отличать неэффективные проекты от неэффективного использования средств. По этому поводу Счетный комитет – высший орган государственного финансового контроля – не раз обращал внимание Президента, Правительства, глав регионов на то, что средства далеко не всегда используются эффективно. Речь не о деньгах частников – о бюджете. И это вторая наша проблема. Она завязана на законе о госзакупках, который и сегодня не является барьером для фирм-однодневок. Они выигрывают конкурсы на низкой цене, а потом ищут поставщиков или субподрядчиков. Если не находят, их признают недобросовестными поставщиками, они закрываются и... открывают следующее ТОО и продолжают «конкурировать».
Появился негативный термин «профессиональные закупщики». Это посредники, некое подобие бизнесменов, которые активно играют на поле госзакупок. А государство сегодня на том же поле – самый крупный Покупатель.
«Франклин думал иначе»
– Интернет полон советов тем, кто хочет жить в достатке. Обсуждается некий постулат, что если бесконечно экономить, жизнь пройдет невесело – надо больше зарабатывать, чтобы не считать мелочь. Небезызвестный американец Бенджамин Франклин, деятель XVIII века, думал иначе: «Чтобы быть богатым, надо не только хорошо зарабатывать, но и уметь экономить». При этом вопрос, как зарабатывать, всегда стоит остро как в житейском, так и в экономическом смыслах.
Низкий передел
– Развитие экономики в Казахстане по-прежнему сдерживает низкий передел наших сырьевых ресурсов. Мы от этого пока уйти не можем, и по большому счету не проявляем большого интереса к этой теме. И хотим ли мы вообще разобраться в этом явлении? Корень зла в том, что у нас не покупают высоких переделов тех или иных высокотехнологичных товаров и не стремятся в их производство инвестировать. Почему? Рынок поделен, и выпадение, а так же появление того или иного крупного игрока – это серьезный вызов для конкурентов. Хотя сейчас есть уникальное окно возможностей.
Национальный фонд Республики Казахстан.Упущенные шансы
Цели создания:
- обеспечение стабильного социально-экономического развития страны
- накопление финансовых средств для будущих поколений
- снижение зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов
- снижение зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен.
– Негативные последствия санкционного давления на Россию надо держать в поле зрения. РФ теряет свои позиции, хотя соседи и утверждают, что санкции не работают. Занять Казахстану кое-какие ниши союзников по ЕАЭС не зазорно: там поймут. Иногда встречаются высказывания, что нам выгодно, что Россию обложили санкциями. Теоретически так и есть. Но насколько выгодно и в чем это проявляется? Мелкие, единичные случаи брать не будем. Транспортные хабы при нынешней логистике – вот ниша. Но если проанализировать, какими маршрутами авиапассажиры пробираются из Европы в Россию? Через Турцию. Некоторые выбирают Ташкент. Из Астаны можно улететь в столицу другой страны, но в другой город, в российский мегаполис, рейсов нет. А они востребованы и давали бы хорошие деньги. Примерно то же можно сказать и о других хабах.
В Центральном сквере Костаная снова меняют плитку и бордюры. Читателей «КН» интересует цена вопроса.
Путь Китая или Индии?
– Что делать для ускоренного развития? Тут два варианта. Первый: подготовка своих специалистов – про Болашак говорить не будем. А второе, и главное – это подготовка серьезных контрактов, в соответствии с которыми инвестор начинает работать, выстраивает полный производственный цикл, а через какое-то время Казахстан получает право на все разработки, технологии и так далее. По этому пути шел Китай, до какого-то времени так же двигалась Россия. Мы гордимся своим автопромом. Но здесь, к сожалению, есть моменты, связанные с тем, что уровень локализации тех или иных машин хотя и растет, но не так быстро, чтобы получить нужный эффект. В связке с этой нерешенной пока задачей идут утильсбор, высокие цены. Например, автомобили, которые выпускают в Костанае, для большинства доступны только через кредитные ресурсы. Это далеко не идеальное решение вопроса.
Индия смогла решить проблему обеспечения огромного населения транспортом за счет не самых комфортных и мощных, зато дешевых автомобилей. Самая дешевая машина в мире – индийская, порядка двух тысяч долларов, благодаря чему она и на экспорт идет. Дизайн таких автомобилей может вызывать улыбку, но в этой стране национальная идея в том числе включает задачу максимально удешевить товар – «будь то автомобиль или зубная щетка». Чем плох такой вариант? Считаю, что и нам надо по этому пути двигаться: удовлетворять потребности основной части населения, а не отдельных групп.