ОБСУЖДАЕМ ТЕМЫ:
1. Письма под сукном.
2. Быстрее, выше, сильнее кого?
ЭКСПЕРТЫ:
1. Александр РАР, политолог-международник (ФРГ).
2. Сергей МАТВИЕНКО, заслуженный мастер спорта Казахстана, участник Олимпийских игр в Атланте (1996 г.) и в Сиднее (2000 г.) .
А. РАР: «Значит, будем читать сказки»
– Александр Глебович, малозаметная тема на фоне выборов в США – июльская конференция «ядерной пятерки» в Женеве. Она состоялась несмотря на геополитический раздрай, да еще и под председательством России. Событие назвали «дипломатическим чудом». В июле 1989 года Михаил Горбачев примерно на таком же мероприятии, но с четкой повесткой о ядерном разоружении, говорил, что в новом тысячелетии ядерной бомбы не будет: мир от нее избавится. В этом же году выдающийся казахстанский поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов организовал антиядерное движение «Невада-Семипалатинск». Вы помните, как в рамках этого движения две тысячи парламентариев из 42 стран подписали Открытое письмо с призывом о запрещении ядерных испытаний? Письма вручали руководителям государств, но довольно быстро их засунули под сукно.
– Движения за безъядерный мир были нужны, они стали частью широкого движения за мир вообще. И здесь надо уяснить, почему его участники вставали на пути больших военных чиновников и работавших на них военных концернов, на пути тех, кому война дает большую прибыль. Организаторами антивоенного движения были те силы, которые пережили и помнили ужасы Второй мировой войны. Эти силы, эти люди, которые тогда боролись, ушли в иной, как говорят, в лучший мир. И сегодня это главная проблема, потому что нынешние лидеры и поколения готовы воевать, что они и делают – прямо или в ранге посредников и помощников. Поэтому о безъядерном мире приходится забывать, я думаю, его не будет. Если бы у такой страны, как Россия, не было бы ядерного оружия, в войну на Украине давно бы вмешались войска НАТО.
– Может быть, нами кто-то движет, а не мы сами делаем нашу жизнь? Ядерная война убьет людей, отравит воду, воздух, почву. И вместо того, чтобы защититься любыми способами от этого, лидеры безъядерных стран хотят стать ядерными лидерами. Значит, мы обречены жить одним днем?
– Я боюсь, что в мире с каждой эпохой будут появляться новые атомные государства. Клуб ядерных держав уже в ближайшее время расширится за счет таких стран, как Турция, Иран, Саудовская Аравия, Бразилия.
СПРАВКА
Ядерный клуб – условное название государств, в которых разрабатывается, производится и испытывается ядерное оружие. Официальная «пятерка»: США, Россия, Китай, Франция, Великобритания.
– И это не лучше однополярности в политике?
– Все перемешалось. Кто может сказать, что зло и что добро? У каждого своя вера и свое понимание правды. Я бы взял в фокус недопуск на Олимпиаду в Париж спортсменов из Белоруссии и России – еще одну попытку сохранить однополярный мир. Но большинство европейцев назвало все это «победой либеральных ценностей». Как человек верующий, я говорю: правда там, где Христос. А люди перестали Его искать.
– У войны есть мистическая подоплека?
– Если прочитать Апокалипсис, то придешь к выводу, что атомной войны не избежать.
– Но даже в сказках зло не может победить добро.
– Значит, будем читать сказки.
С. МАТВИЕНКО: «Предпочтение отдаю сильному»
– Сергей Владимирович, вы участвовали в крупных международных спортивных мероприятиях. В том числе успешно выступали за СССР во времена «холодной войны» и «железного занавеса». Приходилось ли сталкиваться с бойкотом страны, недопуску ее к соревнованиям, тем более к Олимпийским играм? Было ли такое понятие, как «нерукопожатный спортсмен»?
– В мою спортивную бытность такого острого влияния политики на спорт не было. Во всяком случае мне не приходилось сталкиваться. Соревнования проходили спокойно, так и должно быть. В античные времена войны прекращались, когда начиналась Олимпиада: это было непреложно и заслуживает быть примером. Но сейчас ситуация изменилась, и мне не по душе, что на Играх в Париже нет спортсменов, без которых качество конкуренции снижается.
СПРАВКА– С другой стороны, так кому-то легче стать не только призером, но и чемпионом Олимпиады…
Сергей Владимирович Матвиенко, борец греко-римского стиля (родился в 1972 году) – чемпион СССР среди молодежи 1990 г., 1991 г.; чемпион мира среди молодежи 1990 г., 1991 г.; победитель Кубка СССР среди взрослых в 1991 г.; победитель турнира Гран-при Ивана Поддубного (1994 г.); 12-кратный чемпион Казахстана; обладатель Кубка мира в 1997 году; чемпион Азии в 1993, 1995, 1996, 1997, 1999 годах; вице-чемпион Азии в 2000 г.; чемпион ХIII Азиатских игр в 1998 году. В настоящее время руководитель Школы высшего спортивного мастерства управления физкультуры и спорта акимата Костанайской области.
– Настоящий спортсмен предпочитает сильного противника слабому. Я борец – мне было неинтересно, когда видел, что спарринг-партнер не дотягивает до моего уровня. Медаль, может быть, «в кармане», а радости победы нет. У нас была такая школа, воспитание, и личности были не хилые, имею в виду не только физику.
– Можно возродить эту школу?
– Сейчас, когда мы разговариваем (30 июля. – Прим. авт.), в копилке Казахстана одна золотая и две бронзовые медали. Костанайцев в Париже нет, и каждый раз в такой ситуации думаешь: почему нет? Геополитика на казахстанских спортсменов не давит – надо искать причины внутри нашей системы, в том числе местной. Создать сильнейшую школу классической борьбы в Кустанае удавалось, все это помнят. Потом многие, на кого делали ставку, уехали – их нет ни там, ни здесь. Можно отследить по фамилиям.
– Это тоже политика. И конкуренция за место под солнцем. Ребята из простых семей рвутся на пьедесталы почета, чтобы быть в кругу тех, кто может «выбиться в люди», в том числе хорошо зарабатывать.
– Так всегда было. Но личный успех не должен быть единственным стимулом. Меня тренировал отец (Матвиенко Владимир Петрович, 1949-2015 гг., – заслуженный тренер РК по греко-римской борьбе, мастер спорта СССР, судья Всесоюзной категории, отличник физической культуры и спорта СССР, отличник Народного образования Казахской ССР, Почетный гражданин города Костаная. Воспитал 45 мастеров спорта, троих МСМК и заслуженного мастера спорта РК. – Прим. авт.). Профессионального спорта еще не было, и деньги были не на первом плане. При этом конкурировали масштабно. Ты выходишь на ковер бороться за свою страну. Отец всех знал: представитель какой страны – по весу, хватке, рейтингу – может выйти против меня. Сейчас мы тоже знаем, но многое зависит не только от тренера, но и от семьи, от семейных идеалов, так скажем.
– Владимир Петрович был строгим тренером, это всегда говорили. И сына не щадил, правда?
– Дело прошлое, но я думаю, что если сегодня кого-то так тренировать, как меня, не все бы согласились спортсмены и родители. Честь семьи у нас многое значила, но честь страны – неизмеримо больше.
ЗАМЕТКИ ВЕДУЩЕЙ:
- Палестина требовала от МОК, чтобы команды Израиля не было на Играх в Париже. – Наша профессия – спорт, мы уходим от политики, – так ответил Международный олимпийский комитет.
- В 1956 году не были отстранены от Олимпийских игр в Мельбурне британские и французские спортсмены, хотя государства вторглись в Египет. США не отстранялись от Игр в Токио, Мехико и Мюнхене, хотя вели войну во Вьетнаме. Игры в Афинах, Турине, Пекине, Ванкувере, в Лондоне принимали спортсменов из США, когда американцы бомбили Ирак и казнили их законного президента страны.
- Отстранялись Индонезия и КНДР от Игр в Токио – они участвовали в «Играх новых развивающихся сил». В 2000 году в Сидней не допустили афганских спортсменов из-за дискриминации женщин. В 2022 году отстраняли Гватемалу – нашлись причины. В 2024 году в Париже не выступают под своими флагами Россия и Беларусь.